Вступительное слово на юбилейном вечере,
посвященном 90-летию со дня рождения П.И. Нечепоренко
в Концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных

20 октября, 2006г.

Дорогой Павел Иванович, дорогие друзья и коллеги!

П.И. Нечепоренко В эти дни у нас есть хороший повод поразмышлять о роли неординарной личности в истории, произнести добрые и искренние слова о близком нам человеке - выдающемся современнике, непревзойденном музыканте-исполнителе и педагоге, крупной фигуре в истории русской музыкальной культуры - Народном артисте СССР, лауреате Государственной премии СССР, профессоре П.И. Нечепоренко. Общую атмосферу юбилейному событию придает сама цифра - я, например, первый раз в жизни присутствую не чествовании человека, уверенно перешагнувшего рубеж 90-летия.

Дорогой Павел Иванович! То, что Вы сделали в своей жизни имело, и будет иметь огромное значение для нынешних и будущих поколений музыкантов, посвятивших свою жизнь служению искусству, опирающемуся на национальные традиции. Мы всегда будем понимать, ценить и говорить о том, что именно Вы первый задали те художественные высоты в исполнительстве, к которым, начиная с 30-х годов прошлого столетия, стали стремиться все последующие поколения исполнителей народно-инструментального жанра.

На протяжении многих десятилетий, в сотнях концертов, проведенных во всех уголках России и десятках стран мира Вы - балалаечник - удивляли и убеждали и благосклонного слушателя, и профессионалов-скептиков в художественной ценности Ваших интерпретаций. Именно Вы, первый из солистов, создали и закрепили в общественном мнении положительный, художественный образ балалайки.

Если В.В.Андреев придал благородный имидж нашим инструментам с помощью смокингов, дворянской крови и самого высокого в тот период артистического звания «Солист Его Императорского величества», а его талантливые последователи-самородки Доброхотов, Трояновский, Осипов, помимо виртуозного исполнения народной музыки, начали вызывать сочувственное одобрение первыми попытками озвучивания популярной классики, то Вы смогли стать первым музыкантом-художником, оперирующем в своем исполнительском творчестве не экзотичной природой, формой и харизмой инструмента, а теми общепринятыми средствами выразительной игры, которыми пользуются все музыканты.

Именно у Вас публика услышала выпуклую, управляемую интонацию, тонкие агогические решения, контрастность динамики, вокальное произношение, горизонтальность фразировочных линий вместо монотонного воспроизведения текста или привычного унылого тактирования, свойственного полулюбительскому музицированию. Ваша игра была настолько ярка, впечатляюща по степени эмоциональной выразительности и глубины, яркости, виртуозности, теплоты, что однажды заставила первого секретаря Союза композиторов СССР, Т.Н.Хренникова, как музыканта, способного по достоинству оценить феномен Нечепоренко-художника, вступить в яростную дискуссию с одним из чиновников от культуры во время присуждения Вам Сталинской премии.

Об этом Хренников пишет в своих воспоминаниях, и рассказывал мне лично. Этот чиновник предостерег Сталина, всегда присутствовавшего на обсуждении выдвигаемых кандидатур о том, что высота Сталинской премии может оказаться сомнительной, если ее вручить исполнителю на народном инструменте. Мы знаем, чем закончились результаты этого обсуждения. К слову, Сталин, в отличие от всех последующих руководителей, считался с мнением профессионалов - с Хренниковым, затем с Шостаковичем, о чем говорит в своем последнем интервью последний русский композитор Георгий Свиридов. К тому же, к пятидесятым годам прошлого века П.И. Нечепоренко стал одним из самых признанных в СССР музыкантов, и с этим нельзя было не считаться.

Дорогой Павел Иванович! Вы создали для нас и последующих поколений балалаечников, баянистов, домристов, гитаристов тот устойчивый фундамент общественного признания и авторитета жанра, который способствовал и большей популяризации народных инструментов, и развитию в послевоенный период образовательной сети с профессиональным обучением народников-струнников и баянистов и, что особенно важно для развивающегося жанра - профессиональному уровню исполнительства.

Будучи более молодыми и незрелыми, мы, говоря о вас всегда с восхищением, иногда имели смелость все же упрекать в единственном: почему «он», имея такой высокий авторитет музыканта, не включал в свои программы большее количество новых сочинений, поощряя тем самым композиторов к дальнейшим поискам?

Сейчас-то мне понятно, что, имея натуру цельную, бескомпромиссную, вы, как музыкант и художник, сформировавшийся на основе художественных и эстетических традиций музыки XIX века, не принимали те образцы псевдонародной, стилизованной под отображение «полей и лугов», простоватой, часто декоративной музыки, как и другие, противоположные образцы крайне конструктивных построений, претендующих на современный музыкальный язык.

Но мы как-то забываем, что такие шедевры оригинальной музыки, как Концерт и Сюита С.Василенко, Концертные вариации Куликова и Будашкина, Концерт и «Воронежские акварели» Шишакова остались в сокровищнице оригинального репертуара во многом благодаря Вашим редакциям, их популяризации Вами, а затем и Вашими учениками. А тот факт, что основу концертного и учебного репертуара из переложений классической музыки заложили Вы - бесспорен для всех и заслуживает отдельного разговора и исследований.

Именно Вы, Павел Иванович, в своей практической педагогике создали современную школу игры на балалайке, а поскольку домрист Рудольф Белов является Вашим учеником и современное качество художественно-выразительной игры возникло впервые в его исполнительском творчестве, а затем передалось выдающемуся художнику домры А. Цыганкову - Вы заложили и основы всего того, что называется современной школой игры на домре.

Мне кажется, что мы, Ваши последователи, пока ничего не сделали для научно-теоретического осмысления богатого, новаторского, многогранного комплекса творческих и педагогических достижений Нечепоренко-музыканта и педагога. Я надеюсь, этот юбилей послужит всем нам не только праздником, но и хорошим укором и напоминанием об актуальности подобного осмысления.

Дорогой Павел Иванович! В Вашем присутствии я хотел бы пожелать всем нам, Вашим и уже нашим ученикам и их будущим ученикам хотя бы в чем-то быть похожими на Вас. Прежде всего, подражать учителю в долголетии, затем - в ответственности, целеустремленности, бескомпромиссности.

Всю Вашу жизнь Вы демонстрируете это ответственное отношение к своему таланту, к возложенной на Вас трудной миссии лидера. Для нас Вы - образец работоспособности и целенаправленности в достижении главной цели. Вы - личность, всегда сохраняющая внутреннее и внешнее достоинство. Всю жизнь вы естественно и убедительно несете это трудное бремя.

Даже в наступающие для Вас годы преклонного возраста Вы нам показываете, в каком духовном, нравственном и даже в физическом состоянии должен оставаться ответственный, осознанно живущий человек. Спасибо Вам за это. Дай Бог Вам здоровья, и -до следующих юбилейных встреч в этом уютном гнесинском зале.

Подпись Данилова А. Данилов