Балалайка и её мастера

Едва ли можно сегодня встретить человека, который не имел бы представления о балалайке, не слышал игры на ней. В наше время балалайка стала одним из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей признание во всём мире.

История развития современной балалайки насчитывает около 120 лет. Началось все весной 1885 года, когда Василий Васильевич Андреев, используя свой огромный талант и целеустремленность, убеждает известного петербургского смычкового и скрипичного мастера Владимира Васильевича Иванова сделать балалайку по своим чертежам. С этого года начинается бурное развитие балалайки, основанное на опыте скрипичных мастеров В. В. Иванова, Ф.С. Пасербского, а также производств, объединявших мастеров - известных в начале прошлого века фабрик музыкальных инструментов Ю. Г. Циммермана, И.В. Серебрякова, товарищества «Винокуров, Зюзин, Синицкий» и др.

Вершиной этого «золотого» периода развития русского народного инструментария стало творчество выдающегося мастера Семена Ивановича Налимова (1857-1916). В 1894 году состоялась первая встреча Налимова и Андреева, и уже в следующем году Андреев создает в своем имении Марьино мастерскую по выделке образцовых концертных инструментов. Мастерская была оборудована в крестьянской избе и оснащена самым лучшим по тем временам немецким столярным инструментом. Не сразу Налимов стал «русским балалаечным Страдивари», но инструменты созданные в период с 1900-1916 гг. до сих пор являются источником восхищения и подражания. С.И. Налимов обладал разнообразными познаниями в области обработки дерева, металлов, приготовления лака. Иногда просто удивляет чистота и качество его работы, тонкость художественного вкуса, красота формы. Налимов не только умел делать совершенную форму инструмента, но и предугадывать его звучание, предвидеть тембр. Конечно, велика роль В.В. Андреева в творчестве С.И. Налимова, именно его идеями и исполнительскими требованиями руководствовался в своей работе мастер. Создание инструментов очень тщательно продумывалось, делались чертежи. Для определения правильных пропорций балалайки приглашался художник Иван Билибин, использовавший в своей работе принцип «золотого сечения». Замечательные, до сих пор прекрасно работающие механики делал В. Солдатенков, гравировку на крышках механики – И. Гирман. Помощником Налимова в Марьинской мастерской был бежецкий столяр Антонов, который по рекомендации страстного любителя-балалаечника, тверского помещика А. С. Паскина, еще в 1884 году сделал инструмент для В.В. Андреева. Андреев просматривал все инструменты, созданные Налимовым и требовал такого результата, который был бы в соответствии с его представлениями об идеале звучания. Если Андреев одобрял инструмент, то внутри балалайки на этикетке делалась надпись: «Работа С.И. Налимова, сельцо Марьино-Андреевское, под руководством В. В. Андреева №__, год». Если же инструмент не устраивал Андреева, а исправить его не удавалось, он продавался без надписи. Андреева и Налимова связывали не только профессиональные отношения, но и очень теплая дружба.

У Налимова были ученики и последователи. Петр Васильевич Оглобин, ставший по приглашению В.В. Андреева заведующим Марьинской мастерской с лета 1918 года, Иосиф Игнатьевич Галинис, назначенный после смерти Налимова хранителем инструментария Великорусского оркестра, Иван Абрамович Зюзин, работу которого высоко оценивал В. В. Андреев. В Москве содержал мастерскую и плодотворно работал Семен Иванович Сотский, из его мастерской вышло немало качественных балалаек. В Харькове в 20-х годах прошлого века было построено несколько прекрасных балалаек С.П. Снигиревым – лауреатом I Республиканского конкурса музыкальных мастеров. В послевоенные годы изготовлением балалаек в больших количествах занималось несколько фабрик музыкальных инструментов, но, получив количество, было утеряно качество. В 1970-1990 годы делом построения балалаек увлекся известный инженер-конструктор вертолетов, лауреат Государственной премии, человек большой культуры Марк Александрович Купфер . Обладая прекрасным тембровым слухом и аналитическим складом ума, Марк Александрович сумел обобщить опыт Пасербского, Налимова, Галиниса, Зюзина и создал 16 прекрасных инструментов с семиклепочным корпусом уплощенной формы.

У современных мастеров много нерешенных проблем. А путь для решения этих проблем один — экспериментальная, совместная с музы­ кантами, работа. Ведь для создания концертного музыкального инструмента одного столярного мастерства недостаточно. Нужны еще уши и идеи. Не будь Андреева — не было бы В. В. Иванова, Ф. С. Пасербского и С.И. Налимова. А ведь до Андреева были хорошие игроки на балалайке. Это и И.Е. Хандошкин, и В. И. Радивилов, и А. С. Паскин. Но только идеи Василия Васильевича, его неукротимая энергия и преданность балалайке дали такие высокие результаты. Здесь нужно сказать и о ведущих исполнителях на бала­ лайке, которые сейчас, в наше время, уделяют много внимания проблемам построения инструментов. П.И. Нечепо ренко постоянно и требовательно консультирует меня и В. П. Нечепоренко. В. Б. Болдырев дает советы, и через его руки и уши проходят инструменты Е. Н. Виноградова. М. Горобцов работает с Г. В. Смыгиным над усовершенствованием альтовой домры. А. А. Цыганков сотрудничает со многими мастерами, и есть результаты этой работы. В. Е. Зажигин сумел заинтересовать М. А. Купфера балалайкой, и, благодаря их многолетней дружбе, Марк Александрович создал инструменты, на которых за честь считают играть многие исполнители.

Уверен, что Фестиваль «Созвездие мастеров» даст возможность мастерам балалайкии домры и мастерам-исполнителям найти творческие контакты и это плодотворное сотрудничество принесет свои плоды в дело усовершенствования национальных музыкальных инструментов.