Домра. Из глубины веков.

Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение, выражая мироощущение народа его эстетические и этические представления.

Важнейшими организаторами досуга на протяжении многих лет были музыканты - скоморохи. Они были проводниками особого мироощущения народной праздничности. Среди скоморохов-инструменталистов были исполнители на древней домре – домрачеи.

Первое дошедшее до нас упоминание о домре на Руси мы находим в "Поучениях митрополита Даниила". Митрополит констатирует, что на ней, в числе других русских инструментов, музицируют сами служители православного культа. А когда к началу XVI века была создана Государева Потешная палата, предназначенная для увеселения ("потех") царя и его приближённых, немалое место в ней отвели скоморохам.

С искоренением бродячего скоморошества к концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, фактически исчезает даже упоминание о ней. Вместе с тем, в начале Х VII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.

Само название "домра" получило известность лишь в XVI столетии, а первые сведения о щипковых с грифом ("танбуровидных") инструментов на Руси доходят до нас уже с X века. "Танбур" в числе русских музыкальных инструментов описан арабским путешественником X века - Ибн Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами.

Анализ рукописных миниатюр XVI - XVII столетий позволяет сделать следующий вывод : под названием "домра" понимался любой грифный или танбуровидный инструмент, который состоял из овального или полукруглого корпуса (резонаторного ящика) с натянутыми на нём струнами. Ключом в поисках изображений домры, которая была бы близка к современной, стала миниатюра "Музыканты царя Давида", обнаруженная в Апокалипсисе XVII века. Особая ценность этой миниатюры - в хорошо сохранившихся, чётко обозначенных надписях названий инструментов. Особенно важным оказалось изображение музыканта, играющего на инструменте с полукруглым корпусом. У грифного струнного щипкового инструмента сделана отчётливая надпись "лик домер", то есть "изображение домр"

Итак, домра была возрождена в 1896 году. Образцом для её возрождения послужил инструмент, привезённый из Вятской губернии. Подробности этой находки описаны участником Андреевского оркестра С. А. Мартыновым в письме от 15 мая 1914 года. При участии Н.П.Фомина к концу 1896 года музыкальным мастером Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая возрождённая домра. Назвали её домрой малой. Мензура для неё была рассчитана Фоминым, конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову.

Появление усовершенствованной андреевской домры было встречено весьма холодно. В многочисленных статьях газет того времени Андреева упрекали в том, что он создал не домру, а "итальянизированную балалайку" или "русифицированую мандолину". Новая домра мало отличалась от тех, что бытовали в народе. Правда, форма её была более совершенной. Обладала она красивым, певучим звуком, играть на ней было удобно.

Вслед за домрой малой Налимов сделал домру-альт со строем на октаву ниже, а затем и домру-бас - на две октавы ниже малой домры. Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей. В 1908 году московским музыкантом Г.П.Любимовым и мастером С.Ф.Буровым была сконструирована 4-х струнная, квинтовая домра. Её достоин­ ство и своеобразие не только в большем диапазоне, но и в окраске тембра. И трёхструнная (андреевская), и четырёхструнная (любимовская) домры на протяжении почти столетнего развития претерпели лишь некоторые изменения.

Уверена, что фестиваль «СОЗВЕЗДИЕ МАСТЕРОВ» объединит мастеров и музыкантов для совместной творческой работы по усовершенствованию русской домры.

А. Щеглина