Из статьи о конкурсе мастеров в журнале "НАРОДНИК"

5-8 декабря 2004 года в рамках II фестиваля «СОЗВЕЗДИЕ МАСТЕРОВ» прошел I Международный конкурс мастеров балалайки и домры. Инструменты оценивало два состава жюри, в которое вошли исполнители самого высокого класса, известные педагоги и мастера. Конкурс проводился в 4 номинациях и состоял из трех туров. В конкурсе участвовало 48 мастеров из Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, Курска Челябинской области, Алтайского края, Украины, Франции и были представлены 57 инструментов: 23 балалайки примы, 3 балалайки юниор, 22 домры малые и 9 домр альтовых. После I отборочного тура, по оценке акустических качеств (прослушивание домр и балалаек проводилось за ширмой) инструменты, набравшие не менее 50 баллов из 70 возможных, допускались к участию в конкурсе. На II туре оценивалась художественно-техническая работа мастера по таким параметрам: внешний вид, дизайн, качество работы и фурнитура, подбор материала, качество лака, строй и удобство игры. В этом туре максимально можно было получить 30 баллов. И на III туре снова оценивались акустические качества инструмента (тембр, педаль, ровность звучания во всех регистрах).

Механизм проведения конкурса находится в стадии совершенствования. Члены жюри горячо и заинтересованно обсуждают параметры, по которым оцениваются инструменты, условия проведения конкурса и это приносит свои плоды. Все музыканты отмечают, что по сравнению с предыдущим конкурсом 2003 года, улучшилось качество изготовления национальных инструментов и, прежде всего качество столярных работ, дизайна, подбора материала, удобство исполнения и т.д. Профессия мастера не публичная, инструменты создаются в тишине мастерских, без суеты в кропотливой, тщательной работе, в индивидуальном решении стоящих перед мастером задач. В основном, мастера между собой не общаются и секретами не делятся. Поэтому конкурс, когда любой инструмент можно подержать в руках, внимательно осмотреть, поучиться друг у друга – стал большой школой обмена опытом для мастеров. Сейчас музыканты ставят перед мастерами задачи усовершенствования инструментов, которые невозможно решить сиюминутно. Осмысление и накопление мастерства происходит очень медленно, каждый мастер проходит свой путь мастерства самостоятельно, опираясь только на свой личный опыт. Большое счастье, когда мастер вырос из династии и смог перенять ремесленный опыт семьи. Музыкантам учиться гораздо легче, в этой сфере давно и успешно работает профессиональная система образования на всех уровнях - от начального до самого высшего, и, при желании, есть возможность получить все что необходимо. У начинающих мастеров же такой возможности просто нет. И эту проблему тоже нужно решать. Думаю нужно начать с факультатива для исполнителей-народников в средних и высших учебных заведениях, где мастера могли бы передавать опыт в реставрации инструментов, умении делать мелкий ремонт, содержать инструмент в концертной форме. Это все важно для молодых исполнителей и дало бы толчок для дальнейшего развития в этой области. Как показывает практика, такая деятельность вызывает интерес у молодых.

Первая мастерская по изготовлению образцовых концертных инструментов была создана В. В. Андреевым в 1895 году специально для работы С. И. Налимова. Увлеченный реформатор и талантливый исполнитель В. В. Андреев, к этому времени уже более 10 лет занимавшийся балалайкой, понимал, что высококачественный концертный инструмент можно сделать только совместными усилиями мастера и музыканта. И тому подтверждение инструменты С.И. Налимова, ставшие для мастеров эталоном по качеству работы, совершенству формы, неповторимости и красоте тембра. Количественно в конце XIX века в России производилось около 200 тысяч балалаек в год различными фабриками и товариществами. Конечно, не все они были высокого качества, но цифра впечатляет. Был огромный спрос, и предприниматели его удовлетворяли: например, фабрика Ю. Г. Циммермана предлагала инструменты «от 1,5 рублей из фанеры до 100 рублей - из лучших сортов дерева с художественной отделкой, по новейшим указаниям В. Андреева».

В советское время производством балалаек и домр занималось несколько крупных фабрик и объединений мастеров, поставлявших инструменты для многочисленных коллективов художественной самодеятельности, системы музыкального образования, профессиональных коллективов. Что происходит сегодня? Фабричного производства инструментов нет, мастеров, которые продолжают заниматься своим ремеслом, осталось немного, возраст этих мастеров, в большинстве своем, пенсионный, молодежи нет совсем. На чем народники будут играть в самое ближайшее время? Вот основная проблема, к которой устроители фестиваля стараются привлечь внимание исполнителей, педагогов, дирижеров руководителей культуры. «Ремесло на грани вымирания, и только своими силами мастера эту проблему не решат» - как высказал свою точку зрения по этому вопросу Е. Н. Виноградов, балалайки которого заняли в конкурсе два первых места.