Ежегодная выставка "Musikmesse".
Франкфурт-на–Майне (Германия) весна 2004.

Весной 2004 года я впервые принимал участие в выставке Musikmesse, которая ежегодно проходит во Франкфурте-на–Майне.

Выставка является ведущим музыкальным событием в мире. Под выставку было арендовано 110 000 кв.м. выставочной площади, в ней приняли участие 1470 компаний. Германию представляли 560 фирм, 62% участников приехали из других стран, главным образом из США и Европы. Шесть фирм представляли Россию.

На меня выставка произвела огромное впечатление. Эта атмосфера праздника и ощущение причастности как оказалось к огромному миру музыкальных мастеров не покидает меня до сих пор. Множество встреч, неожиданных открытий, интересных наблюдений. Ведь профессионалу можно не объяснять, как и почему так сделано. Достаточно посмотреть, увидеть и это даёт толчок новому видению вроде бы давно известных тебе вещей.
Спасибо Ивану Сёмкину, Дмитрию Бабиченко, Елене Борисовой за хорошую компанию и приглашение принять участие в работе выставки.

Предлагаю Вам статью Михаила Жирмунского.
Любезно предоставленную журналом «Филармоник»

О том, как проходит и как выглядит Музыкальная выставка во Франкфурте, самая крупная в мире из подобных, "Филармоник" подробно сообщал год назад. Второй раз уже не кружится голова от гигантского простора выставочных интерьеров, от их горизонтальной пространности с движущимися дорожками в переходах между павильонами, функционально родственных скоростным лифтам, которые обслуживают вертикали небоскребов Франкфуртского сити. Не вызывает повторной эйфории и столь глобальная концентрация всего элитарно-музыкального.

И не хотелось бы дословно повторяться. Ведь отличия этого года от прошлого - загадка для особо наблюдательных. Не изменилось абсолютно ничего. На тех же местах те же фирмы со стендами того же оформления вплоть до тех же самых книг на полках некоторых книжных издательств. Те же люди: не только лица, но и их одежда и прически, кажется, не претерпели никакой перемены. Например, здороваемся с сотрудником "Selmer", любезным молодым человеком, знакомым по прошлому году... И вдруг случайно выясняется, что год назад он работал на "Glotin"! В масштабах Франкфурта скачок его карьеры означает переход в павильон на противоположном конце того же ряда.

Впрочем, смена им деревянных "труб" на медные для нас не играет никакой роли: важен момент взаимного узнавания. Вот его и обеспечивает полностью идентичный контекст. Если при случайной встрече с франкфуртскими собеседниками на улице одного из городов мира может не возникнуть и отдаленной ассоциации, то здесь моментально восстанавливаются даже детали разговоров годовалой давности. Встречи и вправду стали в целом теплее, характер общения приметно оживился. Одновременно со всей силой сознаешь всю свою малость в отрыве от этого магического контекста. Поэтому за подсознательно молодящим итогом первого дня с его уверенностью, что прошедшего года будто бы и не было, приходит подобие испуга: нет ли необходимости в целях выживания вращаться в этой орбите вечно?

Да, Франкфуртская выставка - тест на вечность. Как прибывшим из России нам часто приходилось слышать от производителей инструментов или нотных издателей: были, мол, у нас год назад некие потенциальные партнеры из вашей страны, а где теперь - Бог весть...

Во Франкфурте нельзя раз показаться и исчезнуть - здесь надо быть всегда!
Взглянув на обстоятельства немного шире, так и тянет назвать сие требование вечности сладким сном Европы. Спит, в сравнении с московским ритмом, не только сам город Франкфурт - один мой знакомый описал его однажды, как деревню, в которой зачем-то выстроили несколько небоскребов.

Хотя неизменность выставочного антуража и отождествима со здоровой социальной стабильностью, фактор сытого покоя здесь все равно навязчив. Вот для начала нам, приезжим новичкам, очевиден живой интерес одних к потенциально мощному российскому музыкально-рыночному пространству: такие хотят, чтобы для начала здесь о них просто знали. Не так мало к тому же встречается фирм, на которых заняты русские или по-русски общающиеся менеджеры.

У многих же других предложение знакомить Россию с их историей и разработками, по контрасту, не вызывает энтузиазма: зачем? - вот если бы сразу большой бизнес... А третьих не интересует даже бизнес: у них и так хорошо идут продажи в Америке. Или другой аспект европейской респектабельной солидности, связанный с процветанием в культуре всего максимально элитарного (его замечаешь взглядом из страны, где культура выживает даже без самого необходимого): издевательски прекрасно существуют, например, некрупные издатели нотных автографов или производители спинетов.

И вот уже взгляд в непроизвольном развитии этой темы перескакивает на поставщиков теперь уже без преувеличения никому не нужных и недешевых побрякушек "с музыкальной символикой" (то есть, платки, зонты, майки и галстуки, брелоки и проч., на которых нарисованы инструменты или ноты). Это все пользуется буквально массовым спросом посетителей, немало заплативших уже за сам вход на выставку.

А дальше уже каким-то образом сливаются воедино солидная респектабельность и массовая демократичность. На шикарных инструментах лучших фирм вовсю упражняется молодежь. С помощью бесконечных рек кофе или пива завлекают всех подряд к себе на стенды издатели дорогих книг и нот в красивых обложках. В последний день все стало похоже на весьма приличное массовое шоу... В этот раз выставка заканчивалась не как обычно в воскресенье, а в субботу - люди опытные воображали, какая толпа еще целый день будет тянуться к закрытым павильонам.

Ком подобных впечатлений прорастает единственным вопросом: как вообще возможно столь красочное процветание академического музыкального направления? А так же, каковы его причины и последствия? Причины хотелось бы осознать, чтобы понять, возможно ли примерно того же добиться и нам. А последствия - чтобы установить, где заканчивается искусство и начинается убаюкивающее производство-потребление развлечений, а также - как не начать путь к цивилизованности в точке засыпания цивилизации.

Михаил Жирмунский