К 75-летию заслуженного деятеля искусств Украины
Бориса Александровича Михеева

В истории народно-инструментального исполнительства есть не так много музыкантов, сочетающих дар композитора, дирижёра, исполнителя, педагога и общественного деятеля. Борис Александрович Михеев – один из таких уникальных музыкантов. Прежде всего, Борис Александрович Михеев – один из выдающихся современных исполнителей-домристов в Украине.

Он – первый исполнитель и редактор многих произведений для народных инструментов. Успешные выступления Б. Михеева как солиста на ведущих сценах концертных залов России, Украины, Белоруссии (в том числе с оркестрами Гостелерадио Украины, Литовским государственным камерным оркестром, государственным академическим русским народным ансамблем «Россия», симфоническими оркестрами филармоний Москвы, Киева, Львова, Донецка, Харькова) прославили его имя.

Конечно же, большое влияние на формирование личности Б. Михеева оказали его учителя Н. Лысенко, К. Дорошенко, В. Цуканов, а также общение с выдающимися музыкантами – Владимиром Яковлевичем Подгорным, Валентином Тихоновичем Борисовым, Фёдором Игнатьевичем Короваем; сотрудничество с дирижёрами В. Гнедашем, В. Жордания, Г. Карапетяном, М. Скориком, А. Вербицким, дирижёром государственного камерного оркестра Литвы С. Сондецкисом, дирижёром оркестра «Виртуозы Киева» Б. Которовичем и др.

Наиболее значимой явилась длительная работа с художественным руководителем государственного академического русского народного ансамбля «Россия» Людмилой Зыкиной и дирижером Виктором Гридиным.

Многогранность творческой деятельности Б. Михеева берет начало в его исполнительстве. Исполнительство, композиторское творчество, преподавание и дирижирование – вот основные грани его творчества, которые взаимодействуют и способствуют совершенствованию универсальной личности музыканта Бориса Михеева.

Композиторское творчество положительно влияет на исполнительский стиль: тот факт, что, в одном лице объединяются и дирижер, и исполнитель, помогает писать для инструмента так, чтобы он звучал необыкновенно полноценно, в том числе и в оркестровом сопровождении. Ведь дирижирование – это глубочайшее знание оркестра и понимание его возможностей; это опыт мыслить целостно и оригинально; это занятия наукой, которые фундируют и творчество, и педагогику, положительно влияя на все виды деятельности. Поэтому домра в руках Б. Михеева звучит по-оркестровому.

О богатстве и разносторонности исполнительского стиля Б. А. Михеева можно судить по его сочинениям, многочисленным переложениям и аранжировкам. Как солист-домрист, имеет многолетний опыт концертной работы в различных филармониях (Киев, Львов, Харьков, Москва, Воронеж и т.д.), в престижных концертных залах с симфоническими, камерными и народными оркестрами.

Игра Б. Михеева очень эмоциональна, технически совершенна. Виртуозность не превалирует над необыкновенной душевностью и теплом, подчёркивая самобытность его лирической натуры. В фонд Всесоюзного и республиканского радио записано более двадцати произведений, а также грамзаписей, кассет, несколько CD-дисков.

Б. Михеев – член Союза композиторов Украины. Его многочисленные произведения для домры и оркестра народных инструментов вошли в концертный репертуар ведущих исполнителей, их постоянно включают в качестве обязательных произведений на международных и национальных конкурсах (в том числе и международных конкурсах исполнителей на украинских народных инструментах им. Гната Хоткевича).

Хотя Б. Михеев профессионально не обучался композиции, в годы его студенчества такие видные композиторы, как Валентин Тихонович Борисов, Владимир Яковлевич Подгорный и Михаил Дмитриевич Тиц прочили молодому музыканту композиторское поприще. Однако Б. Михеев был убежден, что композиторами рождаются, а не становятся, и не принял предложений.

Это помогло избежать штампов и подражания, неизбежных в процессе обучения и, возможно, позволило сохранить в композиторских опусах индивидуальность и самобытность почерка. Музыка Б. Михеева легко узнаваема, действительно оригинальна и самобытна. Борис Александрович как-то признался: «Моя музыка фактически от начала до конца – откровение! Как звучала в голове и в сердце, так и записывалась.

Творчество – не надуманная техника, не придуманная изобретательность. Допустима маленькая незначительная ретушь, поэтому моя музыка имеет импровизационный характер». Успех Б. Михеева как композитора начался с «Семи характерных пьес» для домры соло – первого произведения в истории сольного домрового репертуара.

Особое место занимают в творчестве Б. Михеева аранжировки и переложения. Это полноценные сочинения, в которые автор вносит много своего. В переложениях Б. Михеева для оркестра народных инструментов звучит музыка русских классиков (например, «Три чуда» Н. Римского-Корсакова, «Половецкие пляски» А. Бородина, «Элегия» С. Рахманинова). Из украинских композиторов – произведения А. Штогаренко, В. Борисова, Д. Клебанова, практически все произведения Владимира Подгорного, которые исполняются оркестром народных инструментов.

Что касается дирижерской деятельности Бориса Александровича, его руки и глаза «говорят» лучше любых слов. Его манера общения отличается мягкостью и корректностью, а знание всех инструментов оркестра – совершенством. Б. Михеев дирижирует не только народными и симфоническими, но и хоровыми произведениями. Особенность дирижерской техники Бориса Александровича заключается в том, что он не стремится к внешним эффектам, а строго выявляет метроритмические рисунки и формулы и выстраивает динамику драматургического целого, без которого художественное исполнение невозможно.

Еще одна страница многогранной деятельности Б. Михеева – это его педагогическая мастерская, бесценный опыт творческого обобщения целой исполнительской школы в системе Высшего музыкального образования Украины. Достаточно назвать имена лауреатов всевозможных конкурсов, чтобы понять, что и она очень весома: Т. Лелюк, С. Резник, В. Просолупов, В. Нестеренко, В. Марченко, Л. Гудыма, Л. Палазникова, В. Матряшин, Н. Башмакова, И. Кононова, Ю. Яковенко, Я. Данилюк, Н. Костенко и многие другие поколения музыкантов.

Б. Михеев выступает с методическими докладами, проводит открытые уроки в музыкальных вузах и училищах Украины, России. Им написан методический очерк «Акустические закономерности звукообразования на домре и их использование в работе над звукоизвлечением» (1990). Совместно с Николаем Тимофеевичем Лысенко было создано фундаментальное пособие «Школа игры на четырёхструнной домре» (1989).

И, наконец, еще одна важнейшая грань жизнетворчества Б. Михеева – это организаторская, музыкально-просветительская и общественная деятельность. С 1975 по 1977 гг. он был директором Харьковского музыкального училища; 1978 – 1985 гг. – ректором Донецкого музыкально-педагогического института; 1991 – 2006 гг. – проректором по учебной работе Харьковского университета искусств им. И. П. Котляревского; 1989 – 2008 гг. – возглавлял кафедру народных инструментов Харьковского университета искусств им. И. П. Котляревского.

Энергетика личности Б. Михеева очень мощная и это позволяет ему работать с людьми и организовывать их во благо творческих идей. Его стиль общения с коллегами и студентами в профессиональной сфере никогда не был авторитарным, но всегда доброжелательным, отзывчивым, открытым навстречу людям. Это редкий дар, осуществить который на практике не каждому под силу. Студентам он, как правило, оказывает доверие по праву наставника, «поднимая» до своего уровня.

И, наконец, Б. Михеев стал одним из инициаторов и организаторов международного конкурса исполнителей на украинских народных инструментах им. Гната Хоткевича, который в ноябре 2010 года прошёл уже в пятый раз. Без его энтузиазма, личных волевых качеств и авторитета среди музыкантов других регионов Украины Харькову было бы трудно отстоять право на проведение этого конкурса.

Целые поколения музыкантов – от самых маленьких до маститых музыкантов-виртуозов Москвы, Киева, Львова и других городов Украины – приезжают на концерты, конкурсы и фестивали в Харьков, к своему любимому Учителю. Благодаря его выдающему вкладу в сокровищницу музыкально-исполнительского искусства на народных инструментах, домра вышла на самый высокий академический уровень своих технических возможностей и художественного потенциала.

Сегодня в расцвете своих творческих сил Борис Александрович Михеев заслуженно возглавляет Харьковскую школу. Будучи одним из лидеров профессиональной культуры домрового исполнительского искусства Украины, он по праву представительствует от её имени в постсоветском культурном пространстве, шире – славянских культур России, Украины, Беларуси, Болгарии.

Наталия Костенко
Кандидат искусствоведения,
доцент кафедры народных инструментов
Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского.