К 60-летию со дня рождения Михаила Броннера

Михаил Броннер Михаил Броннер - один из самых талантливых современных композиторов. Истинный наследник лучших классических традиций, он сумел в своем творчестве проявить яркую индивидуальность, пронзительный мелодизм и высокий профессионализМ. Поразительна и поистине уникальна широта творческого диапазона композитора, невероятный размах и разнообразие жанров, в которых он работает.

Михаил Броннер - автор более 100 произведений. Это камерные сочинения для самых необычных инструментальных составов и яркие симфонические полотна; балеты и оперы, входящие в репертуар Московских театров, сочинения для детского хора и прозвучавший в Германии с огромным успехом грандиозный «Еврейский реквием», музыка к фильмам, работа в еженедельных телевизионных передачах; это многочисленные инструмен-тальный концерты и музыка к театральным спектакляМ. 

При всем разнообразии жанров, в которых работает М. Броннер, успешно используя не только весь инструментарий академического композитора, но и применяя новейшие компьютерные технологии, ему удается сохранить свою яркую творческую индивидуальность. Премьеры каждого сочинения Михаила Броннера - будь то хоровые кантаты «Stabat Mater», «Dona nobis pacem», вокальные циклы на стихи М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, инструментальные концерты (среди последних - «Врата небес» для скрипки и камерного оркестра, «Время Каина» для фагота и камерного оркестра: «Евангелие от саксофона» для саксофона и камерного оркестра; «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра; «Дети страха» для фортепиано и симфонического оркестра, «Ave Maria» для голоса, саксофона и камерного оркестра, «В поисках Грааля» для скрипки, юного музыканта и камерного оркестра; «Pro et Contra» для альтовой домры и народного оркестра; «A DUE» для скрипки, виолончели и камерного оркестра); произведения для большого симфонического оркестра («Soter Ponim» / «Забывший нас»/; «Так записано» /Katuv/) неизменно становятся заметным событием музыкальной культуры.

Вот, лишь несколько отзывов о его творчестве: «Броннер - многогранный художник, виртуоз оркестрового письма, философ, наделенный талантом виденья истинной сути красоты... Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Правы ли мы и как нам быть? Что есть Бытие в высшем значении понятия и сумеем ли мы Быть вообще? Вот вопросы, которые слышатся в сложной интонационной вязи музыки Броннера. М. Кокжаев «О стиле Михаила Броннера».

М. Броннер не просто композитор, но еще и философ, которого интересуют судьбы мира, ... волнуют особые, сложные ситуации, неразрешимые коллизии. И его музыка выражает остроту этих ситуаций в интеллектуальном их преломлении». «Российская музыкальная газета». «Оплакивание - боль - смерть - жизнь. Эти полюса проявляют смысл сущего, создавая эмоциональное и духовное поле. Порыв духа, преодолевающего смерть. Живая память, ставшая музыкой». «Музыкальная Академия» « ... С Михаилом Броннером очень легко работать, потому что он ко все вопросам относится творчески. В период работы над музыкой балета он показал себя не только как композитор-симфонист, но сумел стать, по существу, соавтором постановки, композитором - сорежиссером. Балетмейстер Дмитрий Брянцев. «Музыку Михаила Броннера я считаю гениальной, так как она имеет свой особый музыкальный язык и проникает прямо в сердце...» Дирижер Михаил Юровский, «Nordwestdeutsche»; Германия

Большой общественный резонанс получили два балета М. Броннера, поставленные на сцене Московского академического музыкального театра и М. Станиславского и Немировича-Данченко - «Оптимистическая трагедия» (1985) и «Укрощение строптивой» (1996) (последний - в репертуаре уже 10-й сезон). Премьеры широко обсуждались в прессе, где музыка композитора была названа «живописным полотном с симфоническим развитием музыкальных образов», отмечалась «интересная, сложная и вместе с тем логически ясная партитура», «разнообразные жанровые и стилистические истоки музыкального тематизма, ритмическая щедрость, мастерская оркестровка, присущее автору незаурядное чувство театральности».

Важнейшее событие в творчестве М. Броннера - создание грандиозного «Еврейского Реквиема» для двух хоров, четырех солистов и симфонического оркестра, мировая премьера которого прошла с огромным успехом в лучших концертных залах шести городов Германии. Вот, например, что писала немецкая пресса «Это произведение, сочиненное в конце отмеченного бесконечной цепью страданий столетия, подарило людям надежду и примирение. Стоя, овациями публика благодарила композитора за эту грандиозную музыку» «Neue Westfalische».

«Вряд ли кто-нибудь смог устоять перед силой, исходящей от этой роскошной фрески. Замечательно, что длительные овации начались не сразу, а лишь через несколько секунд после абсолютной тишины в зале. Для композитора - по праву- раздались крики «Браво!» «Berliner Zeitung». «Перед воспламененными слушателями разворачивается действие, принимающее кинематографический размах. Внимание переключается на трагические тексты и бескрайнюю в своей грандиозности музыку. «Tagesspiel».

«Так возникают безмерность ужаса и красота любви, которые в этом хаосе чувств перерождаются и, наконец, находят опору в заключительных словах «Реквиема» - «Я верую». Публика благодарила композитора и исполнителей криками «Браво!» и полными восхищения овациями» «Berliner Morgenpost».

Особая страница в творчестве М. Броннера - сочинения для детей и юношества. Его хоровые циклы и кантаты («Гори-гори ясно», «Ключ от королевства», «Горячий камень», «Псалтырь», «Из Книги Пророка Исаии») прочно вошли в репертуар лучших детских хоровых коллективов России и многих зарубежных стран. В Московском Академическом Детском музыкальном театре и М. Н. Сац несколько сезонов с успехом шла опера «Золотой остров».

Композитор плодотворно сотрудничает с известными музыкантами, (народные артистами России В. Тонха - виолончель, Ф. Липсом - баян, заслуженными артистами России А. Волков - саксофон, Л. Амбарцумян - скрипка) и музыкальными коллективами (камерный оркестр «Времена года, струнный квартет «Гармонии мира», лауреат международных конкурсов детская хоровая студия «Полет»), которые с большим успехом исполняют сочинения М. Броннера на концертах и фестивалях в лучших залах разных городов по всей России (от Москвы до Владивостока) и за рубежом (Германия, США, Великобритании, Франция, Италия, Бельгия, Швейцария, Болгария, Венгрия, Украина).

Произведения М. Броннера записаны на многочисленных пластинках и компакт-дисках, изданных в, а России и за рубежом.
За создание ряда выдающихся произведений по версии газеты «Музыкальное обозрение» М. Броннер назван «Композитором года» (2002).

М. Б. Броннер - секретарь Союза композиторов России, член правления Союза композиторов Москвы, председатель приемной комиссии Союза композиторов Москвы, член оргкомитета ежегодного Международного фестиваля «Московская осень».

Заслуженный деятель искусств
Петр Меркурьев

Участники концерта. Солисты

Михаил ГОРОБЦОВ Михаил ГОРОБЦОВ
Народный артист России. Выпускник РАМ им. Гнесиных (1986). Лауреат III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. Работал концертмейстером группы альтовых домр в ОРНИ ВГТРК и НАОНИР им. Н.П. Осипова, с 1994 г. – профессор МГИМ им. А.Г. Шнитке. В творческом контакте музыканта с композиторами Н. Пейко, В. Кикта, А. Лариным, Ю. Семашко, С. Слонимским, И. Тамариным, А. Рогачевым, Е. Дербенко, В. Пешняком и Т.Сергеевой созданы яркие оригинальные сочинения для домры альт, многие из них напечатаны в сборниках «Из репертуара М. Горобцова». Активно концертирует и сотрудничает со многими ведущими оркестрами России.

Константин ЗАХАРАТО Константин ЗАХАРАТО
Лауреат V Международного конкурса «Кубок Севера» (2004), VII Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Владимир, 2008), I Международного конкурса им. П. И. Нечепоренко ( 2011). Выпускник Тульского музыкального училища им. А. С. Даргомыжского, и РАМ им. Гнесиных (класс доцента А. А. Горбачева). В 2011 году окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. Участник молодежных творческих проектов: «Дети Мира, против террора», фестиваль «Возрождение», «Primavera Classica» и т. д.

1 Смоляр.jpg Светлана СМОЛЯР
Лауреат Международного конкурса «Кубок Севера» (1997, 2006). Выпускница С.-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и ассистентуры-стажировки (2002). С 1998 года – концертмейстер группы альтовых домр Государственного Академического Русского оркестра им. В.В. Андреева. Творческий союз с композиторами М. Цайгером, Г. Зайцевым. С 2006 года – преподаватель класса альтовой домры в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств.

Виктор СЫЧ Виктор СЫЧ
Выпускник РАМ им. Гнесиных. Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на медных духовых и ударных (1994, г. Нижний Новгород). С 1992 года солист-литаврист Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова. Преподаёт в Музыкальном колледже им. Гнесиных. Организатор и участник цикла концертов «Музыкальные вечера в фойе» в театре Новая Опера. Автор многочисленных переложений и аранжировок для ударных инструментов.



ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженная артистка России
Галина Ивановна Перевозникова

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Один из ведущих творческих коллективов России Губернаторский оркестр русских народных инструментов был создан в 1993 году. Постоянное сотрудничество с выдающимися исполнителями, среди которых народный артист России М. Горобцов, заслуженный деятель искусств России Т. Сергеева, заслуженная артистка России Т. Петрова, а также с ведущими российскими композиторами — С. Губайдуллиной, С. Слонимским, А. Лариным, М. Броннером, А. Тихомировым, Т. Сергеевой — способствует творческому росту коллектива.

В репертуаре оркестра, насчитывающем около двухсот произведений, такие уникальные программы и проекты, как «Рахманиновские вечера», «Молодые дарования Вологодчины», «Новая русская музыка», музыкально-поэтическая композиция «Евгений Онегин», литературно-музыкальные композиции «Арлезианка», «Пер Гюнт», «Певучие сказания», музыкально-поэтическая программа, посвященная Игорю-Северянину и другие. Большое внимание коллектив уделяет пропаганде классических цикличных произведений, а также произведениям современных авторов.

В 1997 году оркестр стал базой для проведения I конкурса дирижеров в рамках III Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера». С 2002 года стали традиционными ежегодные концерты коллектива в Санкт-Петербургской государственной консерватории и в зале Российской академии музыки им. Гнесиных.

Оркестр награжден дипломами II и III Всероссийских фестивалей профессиональных оркестров русских народных инструментов, дипломами Правительства Вологодской области за участие и пропаганду творчества В. А. Гаврилина.

Высокий исполнительский уровень, большой творческий потенциал, ориентир на лучшие достижения композиторского творчества, успешная концертная деятельность принесли Губернаторскому оркестру известность и признание не только в Вологодской области, но и за ее пределами.

Основными принципами работы Галины Перевозниковой являются стремление к высокому исполнительскому уровню коллектива и создание оригинального репертуара для русского оркестра. Неповторимый дирижерский стиль маэстро, в котором сочетаются артистичность и одухотворенный интеллектуализм, необыкновенная проникновенность, колоссальная творческая самоотдача принесли ей заслуженное признание среди коллег, и любовь слушателей.

Перевозникова внесла значительный вклад в развитие лучших традиций исполнительства на русских народных инструментах. Оркестру под ее управлением подвластны любые исполнительские направления и стили: классика XVIII столетия и русский романтизм XIX века, масштабные циклы симфонического звучания и изящные миниатюры. Творческие проекты Галины Ивановны отличаются широтой художественных замыслов, глубоким пониманием законов драматургии и утонченным чувством меры в прочтении.