Балалайка и домра в Красноярске

История исполнительства на русских народных инструментах в Красноярске ведёт начало с года возникновения острога — 1628 года. Первопроходцы — казаки и переселенцы — если и не имели в привезённом из Европейской Руси домашнем скарбе музыкальных «орудий», то уж обладали, во всяком случае, опытом их изготовления и навыками музицирования.

Без песни, музыкально-инструментального фона трудно было бы обустраивать личную и общественную жизнь, а потому и звучали свирели, гусли и бубны в праздники и будни в руках не только профессионалов — скоморохов, но и простых горожан.

С изменением условий труда и быта, появлением так называемых «семейских» и «новопоселенцев» произошли кардинальные перемены в народно-песенном и инструментальном фольклоре. Одни песни и инструменты исчезали, на их месте возникали новые, среди которых с конца XVIII -  начала XIX века особенно ярко и широко предстала балалайка. До появления гармоники она являлась ведущим катализатором вечёрок и посиделок, не уступая первенства и в последующие десятилетия.

Как и во всей России, в Красноярске реформаторские идеи В.В.Андреева перевернули представление о народных щипковых инструментах. Уже летом 1900 года в городском парке местный капельмейстер С.В.Эльский успешно представил один из первых сибирских балалаечных ансамблей, вызвав бурю восторга горожан. К 1912 году в городе звучали десятки балалаечных, великорусских и смешанных (балалайка-мандолина-гитара) коллективов. Появились и свои первые солисты, балалаечники — В.Е. Авксентьев, В.Н. Шапиро, П.В. Жёлудев, Г.И. Трошин, домристы — Кунгурцев Л.А., Кудряшов В.Е. и др.

Поэтому у общественности города и организаторов музыкального образования не возникло сомнений по поводу включения в структуру открытой в 1920 году Народной консерватории класса народных инструментов, в котором уроки игры на балалайке вёл Г.И.Трошин, а на домре — В.Е. Кудряшов. Наконец, в конце 20 — начале 30-х годов расцвёл талант Б.С. Феоктистова, впоследствии — лауреата первого всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах, заслуженного артиста РСФСР, многие годы солировавшего в Краснознамённом Ансамбле песни и пляски им. А.А. Александрова.

Дальнейшая история исполнительства на балалайке и домре связана с художественной самодеятельностью и расширяющейся системой музыкального образования. Смотры кружкового и любительского музицирования в 30-60-е годы неоднократно представляли красноярской публике талантливых солистов в лице балалаечников А.Титинёва и И.Литвиненко, домристов Г.Карпова и А.Светашкова, отлично сыгранных ансамблей и оркестров (как, например, секстет домр Г.Г.Головачёва).

Но главной движущей силой в развитии исполнительского искусства игры на балалайке и домре стали музыкальные учебные заведения — ДМШ и краевое музыкальное училище (впоследствии — краевое училище искусств).

А.П.Браудэ, А.Н.Калачёв, М.Ф.Бутаков, В.К.Наконечная. Это лишь малая часть  преподавателей, отдавших всю свою жизнь воспитанию профессиональных музыкантов — струнников, которые, в дальнейшем, открыли классы домры и балалайки в городских музыкальных школах, организовали самодеятельные творческие коллективы, подготовили основу для появления в структуре открывшегося в 1978 году института искусств кафедры народных инструментов.

С появления высшего образовательного звена в системе профессионального образования музыкантов-народников начала развиваться академическая школа балалаечников и домристов. На кафедре стали работать первоклассные специалисты — домристы Людмила Петровна Вахрушева и Виктор Павлович Зелёный. А возглавил кафедру балалаечник Владимир Александрович Аверин.

С тех пор прошло более трёх десятилетий. Молодые педагоги стали маститыми профессорами с почётными званиями, окружёнными десятками воспитанников, оставившими заметный след в концертной жизни не только города, края или Сибири, но и далеко за пределами зауральского региона.

В 1984 году В.П.Вахрушева и В.П.Зелёный помимо сольной концертной деятельности объединились в дуэт четырёхструнных домр. Ансамбль стал незаурядным явлением в культурной жизни края и Сибири. С его искусством познакомились жители десятков городов России. В 1986 году дуэт завоевал вторую премию на III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (г.Тула).

Для коллектива красноярскими композиторами были написаны такие сочинения, как сюита «Русалия» В.Бешевли, Дуэт-соната О.Меремкулова, Аллегро В.Сенегина и др. Примечательно, что такая форма музицирования нашла широкий отклик в учебном процессе музыкальных учебных заведений, показателем которого стало появление большого количества дуэтных ансамблей на детских и юношеских творческих конкурсах.

Сегодня профессора, заслуженные артисты России Л.П.Вахрушева и В.П.Зелёный особое внимание уделяют педагогической и консультационно-методической работе. Ими подготовлено и выпущено в свет множество репертуарных сборников, хрестоматий, статей и рекомендаций по различным проблемам домрового исполнительства. Но, главное, - профессионально подготовленные выпускники.

За годы работы в вузе их классы окончили около 120  человек. Многие из них играют видную роль в музыкальной жизни Сибири. Такие, как заслуженный артист РФ Александр Руденко, руководитель и солист инструментального ансамбля им. Н.П.Будашкина Сергей Колядин, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Татьяна Зубрева, Татьяна Огульчанская, Владимир Кошелев, Ирина Горбунова...

Достаточно взглянуть на домровую группу Красноярского филармонического русского оркестра, где все пульты, от домр малых до домр басовых, за редким исключением, обслуживаются выпускниками классов красноярских профессоров. И эта работа продолжается.

Возникновение балалаечной исполнительской школы в Красноярске и крае связано с деятельностью заслуженного артиста России, профессора Владимира Александровича Аверина, в 2011 году отметившего своё семидесятилетие. И как исполнитель, и как педагог, и как исследователь истории исполнительства на русских народных инструментах в Сибири и России он сумел добиться высоких результатов.

Среди его 70 выпускников — доценты и профессора, заслуженные работники культуры России и сибирских республик, руководители творческих коллективов и солисты-инструменталисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Исполнительское искусство В.А. Аверина известно не только в Сибири и России, но и в США, Германии, Японии.

Его исследовательская и методическая работа насчитывает более 150 трудов, среди которых есть монографии, учебные пособия, научные статьи, репертуарные сборники. Он стал первым заведующим кафедрой и сумел в короткий срок создать одну из лучших учебно-педагогических структур в молодом вузе, влияние которой охватило всю Восточную Сибирь.

Сегодня кафедра народных инструментов КГАМиТ насчитывает семь профессоров, три доцента и четыре преподавателя (один из них — старший преподаватель). Отрадно, что на кафедре работают молодые педагоги — гитарист К.В. Миронов, балалаечник А.Н. Шакорин, домристы В.С. Кошелев и А.Е. Зубрев. Растёт смена, и есть уверенное чувство преемственности поколений и широкой перспективы будущей сибирской школы исполнительства на струнных щипковых инструментах.

Участники концерта

Вера Макарова — солистка Красноярского филармонического русского оркестра, выступает с сольными концертами в городах Красноярского края и Сибири, автор ряда сочинений для балалайки. Окончила Читинское музыкальное училище (класс Н.И. Соловьёва), Красноярский государственный институт искусств и ассистентуру-стажировку (класс В.А. Аверина) Дипломант всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах студентов музыкальных вузов (1997, г.Магнитогорск) и лауреат Международного конкурса «Кубок Севера» (1997, г.Череповец, 3 премия).

Несколько лет выпускница работала на кафедре народных инструментов родного вуза (с 2001 — старший преподаватель).

Наталья и Светлана Почекутовы — студентки 5 курса КГАМиТ (класс Л.П. Вахрушевой), артистки Красноярского филармонического русского оркестра.
В 1995 году состоялось первое их выступление в дуэте домр. Лауреаты 1 премии Международного конкурса «Территория музыки без границ»
(Санкт-Петербург, 2010 г.), На этом же конкурсе сёстры получили звание лауреатов и как солистки. В 2011 году на международном конкурсе «Надежда», Светлана стала лауреатом 3 премии, а Наталья — дипломантом.

Антон Закрасовских — студент 3 курса музыкального колледжа при КГАМиТ (класс В.А. Аверина), артист Красноярского филармонического русского оркестра. Окончил ДМШ г.Заринска по классу балалайки Л.Ю. Зубаревой. Лауреат многих юношеских конкурсов исполнителей на народных инструментах. В 2011 году становится лауреатом 1 премии Международного конкурса «Найдал» (Улан-Удэ) и «Надежда» (Красноярск).