К 125 летию со дня рождения И.И. Галиниса
(1882-1942)

На прошлом фестивале мы отмечали 150-летие со дня рождения выдающегося мастера, основателя российской национальной школы мастеров - Семена Ивановича Налимова. После его смерти 1916 году В. В. Андреев приглашает на работу И. И. Галиниса, поручая ему ремонт и реставрацию налимовских инструментов, а также передаёт материалы марьинской мастерской Налимова. Именно Галинис становится продолжателем школы Налимова.

О самом мастере известно очень мало. Согласно данным, полученным А. С. Илюхиным, Иосиф Игнатьевич Галинис родился 1 апреля 1882 года в Ковенской губернии (ныне это территория Литвы) в семье железнодорожного служащего. Очень рано (12 лет) Иосиф покидает семью, уехав в Финляндию к знакомому, работает у него в гармонной мастерской. Однако ремесло это ему не нравится и через один-два года он переезжает в Петербург, где поступает учеником к известному мастеру Зюзину. Через несколько лет он открывает свою маленькую мастерскую.

В книге «Весь Петербург» за 1913 год И. И. Галинис отмечен как владелец музыкального магазина, проживающий по адресу: Вознесенский проспект 55. В 1917 году он живёт по ул. Казанской 45, а в одном из справочников за 1925 (время НЭПа) указывается музыкальный магазин и мастерская И. И. Галиниса по адресу: Загородный проспект 13, кв. 12. В этой квартире вплоть до 70-х годов продолжала жить вдова Галиниса Мария Фёдоровна, с которой переписывался А. С. Илюхин. Умер Иосиф Игнатьевич во время блокады Ленинграда 10 декабря 1942 года.

Из писем Марии Фёдоровны нам известно, что мастер отличался исключительной работоспособностью и преданностью своему делу. Он не признавал выходных и праздников, утверждая, что «отдыхает за работой и находит в ней удовольствие»

Во время блокады города была возможность выехать из Ленинграда. Жена уговаривала Иосифа Игнатьевича это сделать. Он соглашался, а через 2-3 дня передумывал, находя различные причины. Так же, как и Фомин, не эвакуировавшийся вместе с Ленинградской консерваторией и умерший годом позже, он не хотел уезжать из Ленинграда, отдав ему свою жизнь в буквальном смысле этого слова. А. Н. Лачинов, появившийся в Ленинграде за пять дней до кончины Иосифа Игнатьевича, слышал от очевидцев, что мастер в тяжелейших условиях блокады (особенно первой военной зимы) никогда не покидал своего рабочего места.

Начиная с 1916 года, когда Галинис «заменил» ушедшего из жизни Налимова в андреевском оркестре, он создаёт исключительные по качеству инструменты. Приведём в пример одну из балалаек Галиниса, сделанных в 1918 году. Эта балалайка в своё время принадлежала солисту Оркестра народных инструментов Ленинградского радио Н. И. Васильеву, затем С.И. Пискарёву, а теперь на ней играет А. Сандалов. Пожалуй, это лучшая из известных нам работ Галиниса.

Это инструмент с объемным семиклепочным корпусом, разработанный мастером и не изменяемый с годами, своеобразная форма головки, более широкий гриф. Здесь, кроме традиционной «галинисовской» формы, проявляются черты налимовского отношения к делу: тщательная выработка отдельных частей, светлый, чуть желтоватый лак, используются оставшиеся в после Налимова механика и крышка. Галинис долгое время работал в Великорусском оркестре В.В. Андреева, но, ни в одном из 24 известных нам налимовских инструментов, его записей внутри инструмента не обнаружено.

Есть записи о ремонте и переделке самого Налимова, есть размашистые записи советского периода, когда вместо четырёх пружин ставили три, причём в другие места, нарушая стройную систему и не думая о последствиях - как в известном гимне: «разрушим до основания, а затем...» Часто попадаются «галинисы» с перестроенными (перетоньшенными) деками, и, как правило, такое непрофессиональное вмешательство приводит к потере тембра, растрескиванию деки.

Толщины деки вообще не следует менять, а вот работа с пружинами бывает необходима. Это подразумевает вскрытие деки инструмента, что приводит к изменениям качественных характеристик балалайки, но зато при этом сохраняется тембр старого инструмента, хороший аккорд, полётность звука.

Приблизительно, после 1925 года становятся заметными изменения в стиле мастера. В эти годы он изготавливал много инструментов, и это уже тот «галинис», который нам более известен. И если у Налимова каждый инструмент индивидуален (из 170 созданных им инструментов вы не найдёте двух одинаковых), то «галинис» к 30-м годам стал серийным инструментом с темно-красным лаком, палисандровым грифом, головкой и панцирем, наклеенным на деку.

Надо сказать, что в этот период и в жизни мастера возникают новые проблемы, особенно с окончанием НЭПа. Наступило время советской власти в её сталинской интерпретации, время фининспекторов и непримиримой пролетарской борьбы с цеховиками. Профессия музыкального мастера очень сложна, требует больших навыков, знаний и передаётся из рук в руки, но для большевика каждый индивидуальный предприниматель, а тем более имеющий учеников, становился эксплуататором и классовым врагом. Многое было порушено в те годы, в том числе была практически уничтожена зарождающаяся школа мастеров национальных музыкальных инструментов.

Вдова Галиниса, осторожно касаясь этой темы, говорила, что «было много препятствий и неприятностей, было очень трудно, но любовь к своему делу – ремеслу превышала все трудности и тяготы жизни». Всё чаще приходилось работать на поток. Имелся штат учеников – сотрудников, обеспечивающих, по всей видимости, многочисленные заказы, но индивидуальной работы уже было значительно меньше. По свидетельству П.И. Нечепоренко с конца 30-х годов Галинис с тремя другими мастерами арендовал в Ленинградской консерватории помещение, где они изготавливали сольные и оркестровые разновидности инструментов.

К сожалению, нам неизвестно, даже приблизительно, сколько изготовлено Галинисом инструментов из-за того, что в этом направлении до сих пор не проводились глубокие исследования, и мастер не ставил номера на свои балалайки и домры. И. И. Галинис всегда высоко держал планку качества, и его работа отличается высокой мастеровой культурой. Сегодня его инструменты, созвучные своему времени, пользуются большим спросом особенно балалайки и домры раннего периода. Их отличают добротность изготовления и стабильность музыкальных качеств. По нашему мнению Иосиф Игнатьевич Галинис входит в тройку лучших мастеров России вслед за Налимовым и Сотским.

В. Гребенников, Б. Тарасов