К 120-летию первого концерта "Кружка любителей игры на балалайках"
под управлением В.В. Андреева

Сообщаем интересную новость. В воскресенье 20 марта, в зале Кредитного общества, состоится концерт г.г. балалаечников, под управлением В.В. Андреева, замечательного виртуоза на балалайке. Помимо благотворительной цели концерта, он представляет большой интерес по прекрасно составленной программе, тем более, что в этот вечер балалайка явится, после векового своего существования, впервые на суд публики. «Петербургский листок» №63, от 4 (16) марта 1888 г.

Сегодня, 20 марта, в зале Кредитного общества, при большом стечении публики, состоялся концерт балалаечников под управлением г-на Андреева. Успех г.г. балалаечников был выдающийся. Аплодисменты не умолкали. Кружком этих артистов было исполнено несколько русских народных песен, и между прочим, «Барыня», «Камаринская» и др. Инициатору и руководителю кружка, В. В. Андрееву, были поднесены два венка с инициалами. Г-н Андреев сыграл марш собственного сочинения, с чрезвычайно трудными пассажами и хроматическими гаммами, почти невероятными для такого инструмента, как балалайка. Как мы слышали, г-н Андреев с тремя товарищами в среду на этой неделе отправляется в Париж. «Петербургские ведомости» №80 от 21 марта 1888 г.

Состоявшийся вчера, 20 марта, в зале Кредитного общества, концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю разве только великих европейских виртуозов. Билеты были заранее все распроданы, и целые толпы разочарованных любителей национального инструмента уходили из кассы ни с чем. Нужно решительно удивляться В. В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка. Кружком г-на Андреева исполнен был ряд русских песен: «Барыня», «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Камаринская» с басовым аккомпанементом a la Глинка и пр. Восторгам не было конца. Но они достигли высшего предела, когда г-н Андреев на bis сыграл на миниатюрной гармонике почти все лучшие места из «Жизни за Царя». Зал буквально дрожал от аплодисментов. Г-ну Андрееву поднесены были два венка. Подробности завтра.

«Петербургский листок» №79 от 21 марта 1888 г.

Концерт балалаечников. О внешнем успехе первого концерта балалаечников, состоявшегося 20 марта в Кредитном обществе, уже известно нашим читателям. Прибавим, что восторги публики были вполне естественны, ввиду оригинальной новизны концерта и тех, в самом деле, изумительных результатов, которых удалось достигнуть г-ну Андрееву на таком немузыкальном инструменте, как балалайка.

Кружок любителей исполнил до десятка народных песен, разученных ими в небольшой промежуток времени. Сюда вошли следующие песни: «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», »Я вечор в лужках гуляла», «Научить ли тя, Ванюша», «Барыня», «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Камаринская», и Марш, сочинения г-на Андреева, исполненный им solo с положительным талантом и артистичностью и вызвавший бурю рукоплесканий.

Очень эффектно вышло исполнение песни: «Я вечор в лужках гуляла», мотив которой поочередно игрался сначала на балалайке-пикколо, далее на приме, на альте, так что получился ряд вариаций одной и той же темы, подхватываемой всеми балалайками. Особенно красиво выходит на балалайках «pizzicato», звук его легок и нежен.

Необходимо только, по нашему мнению, увеличить количество больших балалаек (виолончелей), по крайней мере, на три, так как при двух басах основной аккомпанемент был недостаточно звучен и силен и заглушался остальными балалайками.

Судя по первой программе концерта балалаечников и по мастерству их исполнения, можно надеяться, что репертуар народных песен может быть увеличен, со временем, значительным числом новых, менее известных.

Темпы, которые брал г-н Андреев, явившийся душой кружка любителей, отличались такой огненной живостью и быстротой, что наиболее пылкие слушатели невольно притопывали ногами, готовые пуститься в пляс, если бы не мешала обстановка концерта. Итак, вопрос о законности и пригодности балалайки как старинного российского инструмента практически разрешен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу, на которой ей, если и не суждено сделать более того, что ей принадлежит, как инструменту, во всяком случае, бедному и мало музыкальному, то все же она может получить не только в народе, но и в образованном обществе, такое же право гражданства, какими пользуются гитара и мандолина в Европе. Г-ну Андрееву принадлежит первая честь в деле возрождения русской балалайки …

«Петербургский листок» №80 от 22 марта 1888 г.
(По материалам «Создатель Великорусского оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы». Сост. А. В. Тихонов)