Директор струнной фирмы "ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ" - Дмитрий Леонидович Бабиченко

Струны для народных инструментов. Вопросы и ответы.
На вопросы отвечает Дмитрий Леонидович Бабиченко
директор струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ

Дорогие друзья,
я рад предоставленной возможности ответить на ваши вопросы, относящиеся к области, которой профессионально занимаюсь около 20 лет. Вопросы поступали ко мне и через интернет, и лично от музыкантов и мастеров. Итак, приступим.

Как часто нужно менять струны?
Это зависит от многих параметров – от времени их активной эксплуатации, индивидуальной манеры игры, состояния медиатора, состояния ладов, колков, порожков, кислотности пота исполнителя и т.д. Солисты меняют комплект не реже раза в месяц, оркестранты через 3-6 месяцев. Лучше менять комплект целиком после нескольких месяцев интенсивной игры, особенно, если это струны с обмоткой. Даже если обмотка не пробита, стальной керн (основа струны) все равно получил достаточные усталостные нагрузки и вытянулся, витки забиты грязью и сплюснуты напротив ладов, т.е. тембр уже не тот. Культура обращения со струнами – это элемент общей культуры музыканта.

Какие признаки говорят о том, что струны пора поменять?
1). Ухудшение стройности, фальшь, вызванная разными причинами - усталостью керна, износом поверхности струн, загрязнением межвитковых зазоров у струн с обмоткой. 2). Дряблый глухой звук, как признак растяжения обмотки и ее отход от керна. 3). Быстрое затухание флажолетов. 4). Медленная реакция струны на поворот колка.

Почему ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ отказался от использования технологии "витых" народных струн с применением шелка?
Действительно, мы давно отказались от технологии изготовления "витых" струн с использованием простого круглого керна и шелка под обмоткой, которая существовала еще при Андрееве и по недоразумению дожила до наших дней. Дело в том, что шелк делает звучание струн более матовым, к тому же, неравномерно скатываясь под намоткой, он ухудшает цилиндричность струн, что отражается на их стройности по ладам. Изготавливать струны на круглом керне без шелка опасно – обмотка в любой момент рискует отойти от керна, сделав звучание струн совершенно негодным. Что касается профильного керна (его форма бывает различной, в том числе шестигранной), то, позволяя отказаться от шелка, он делает звучание "витых" струн более ярким, тембрально более близким «голым» струнам. Надо отметить, что ничего нового мы не придумали, а лишь внесли в технологию народных струн достижения мировой «струнной мысли» развитых стран, ведь струны на профильном керне начали изготавливать в США и Европе еще в 70-х годах прошлого века. Как показало время, новые струны «пришлись по вкусу» многим музыкантам-народникам.

Чем отличается звучание струн с обмоткой из фосфорной бронзы, латуни и меди?
Как латунь, так и бронза - сплавы меди: первая с цинком, вторая с оловом, возможно, поэтому латунь часто называют бронзой, и разобраться в этой путанице сложно, да и не нужно. Что касается фосфорной бронзы, то она широко применяется для производства пружин с антикоррозионными свойствами. Для струн это свойство очень важно, поскольку пот от пальцев способен разъедать металл обмотки. По сравнению с латунью, этот сплав лучше сопротивляется износу в местах соприкосновения с ладами и, обладая большей упругостью, несколько увеличивает длительность их звучания/педаль. Медь - очень мягкий материал ее применение оправдано лишь для басовых струн с толстой обмоткой. При прочих равных, т.е. одинаковой конструкции и всех прочих физических параметрах, струны с медной обмоткой будут звучать более глубоко и чуть матово, латунь и фосфорная бронза – ярче и примерно одинаково, но бронза будет давать более длинную педаль, дольше прослужит и будет меньше пачкать пальцы.

Чем отличается нейлон от карбона?
Нейлоновая леска, которая используется для струн «ми» балалайки-прима имеет плотность 1,04 г/мм3, а карбоновая - 1,77 г/мм3, т.е. выше на 70%. Поэтому карбоновые струны при одинаковом натяжении/массе имеют меньший диаметр и более яркое звучание. Многие солисты-балалаечники сегодня предпочитают карбон, несмотря на его более высокую стоимость.

На каких струнах играл Андреев?

На каких струнах играл Андреев?
Скорее всего, Андреев, сделав инструмент с металлическими ладами, использовал, как и сегодня, стальную струну «ля» диаметром 0,30 мм. Ее можно было позаимствовать у 1-й струны «ре» популярной семиструнной гитары. Для «ми» - только кишечные струны (неверно именуемые «жильными»), ведь нейлона еще не было, а стальная струна «ми» звучит не вполне музыкально. Так как нам известно, что плотность «жилки» 1,33 г/мм3, можно вычислить, что диаметр этих струн был от 0,93 мм (среднее натяжение) до 1,00 мм (сильное натяжение).

Почему витые струны теряют тембр быстрее струн без обмотки?
Дело в том, что, во-первых, обмотка изготовлена из относительно мягких пластичных материалов и неизбежно заминается в местах соприкосновения с ладами, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания, но при этом защищает сами лады от износа. Во-вторых, обмотка загрязняется при попадании пота от пальцев в межвитковые зазоры струны, постепенно делая звучание струн более глухим. В-третьих, со временем, вследствие самих колебаний, происходит постепенный отход обмотки от основы, и достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна начала терять тембр. Но, несмотря на все недостатки, отказаться от обмотки все-таки нельзя, поскольку звук "витой" струны богаче обертонами и воспринимается на слух как более красивый, гармоничный.

Почему струны, рассчитанные на определённую мензуру нельзя ставить на инструмент с другой мензурой?
Смотря, какова разница. В пределах 3% это не очень критично, но чем больше, тем хуже. Дело в том, что при проектировании комплекта мы задаем определенные параметры нагрузки керна, ориентируясь на строй инструмента и длину стандартной мензуры. Если она будет значительно больше, то керны будут испытывать повышенную нагрузку, понизится запас их прочности и вырастет риск обрыва, звук струн станет зажатым, уменьшится их чувствительность. Если же мензура будет заметно короче стандарта, то керн недополучит нагрузку, струна станет более слабой и тихой, возрастет детонация (завышение тона при форсированном ударе, т.н. эффект «Вау»). К сожалению, универсальных струн не бывает, и это, можно сказать, «закон физики». Против него существует только один прием – делать специальные струны для различных длин мензур. Так и поступают в отношении разномензурных гитар, альтов, ученических скрипок и виолончелей. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разнообразные типы струн для относительно редких народных инструментов, не приходится из-за низкой рентабельности такого производства.

Хочу заказать мастеру инструмент с увеличенной мензурой, чтобы усилить звук. В каких пределах это можно делать?
Выбор мензуры - очень серьезный вопрос для любого струнного инструмента, и то, что в среде народников к нему относятся легкомысленно, только демонстрирует недостаточность знаний в области инструментоведения как музыкантов, так и мастеров. Изменение мензуры - самый крайний метод исправления звука, и вот почему. Как известно, продольное натяжение струн и сила их давления на деку, определяются их массой. Если мы увеличим мензуру, то увеличим и массу рабочей части струн за счет длины. Это приведет к усилению натяжения и заставит инструмент звучать громче. Однако слушатель этого, скорее всего, не заметит, так как ухо способно различать разницу в громкости при ее изменении не менее чем на 25-30%, для чего потребовалось бы увеличить стандартную мензуру на 10-12%, т.е. на два лада! При этом для уменьшения риска деформации инструмента, потребуется усиление всей его конструкции. Очевидно, что за такую задачу возьмется далеко не каждый мастер, а тот, кто возьмется, будет сильно рисковать своей репутацией. Есть в увеличении мензуры и другие минусы: усиление конструкции, вероятней всего, приведет к уменьшению чувствительности/отзывчивости инструмента; для прижима сильнее натянутых струн потребуются дополнительные усилия, повышающие усталость и снижающие пальцевую технику; снизится срок жизни стандартных струн (если они вообще выдержат повышение нагрузки); такой инструмент будет впоследствии трудно продать. Поэтому мой совет - не увеличивать мензуру более чем на 3-5%, особенно у инструментов, имеющих стальные верхние струны, домра малая (стандарт – 390 мм) и балалайка прима (стандарт – 436 мм), а лучше вообще от этого воздержаться.

Почему появилась технология 2XBass®?
Технология 2XBass® Технология 2XBass® (ДваЭксБас) была разработана для двух нижних струн домры бас, балалайки бас и контрабас. Традиционно «витые» струны басовых щипковых инструментов изготавливают с применением одного слоя обмотки, и для увеличения массы от струны к струне приходится наращивать не только толщину обмотки, но и керны, которые отвечают за прочность и гибкость. От этого струны получают многократный запас прочности, пониженную гибкость и чувствительность, что негативно отражается как на звучании, так и на удобстве игры. Использовать керны нормальной толщины при однослойной конструкции не получается, т.к. на них толстая обмотка держится плохо и струны быстро теряют свою первоначальную яркость. А вот струны с двухслойной обмоткой 2XBass® за счет своей конструкции, могут иметь керны нормальной толщины. Эти струны обладают повышенной гибкостью, обеспечивая более мягкие ощущения при прижиме, лучшую отзывчивость, более богатый тембр, особенно при игре в высоких позициях, уменьшение призвуков при скольжении пальцев вдоль струн.

Какая связь между развитием инструмента и технологией изготовления струн? Что идёт впереди?
Струнные технологии часто становятся локомотивом развития инструмента. Когда в Италии в XVIII-XIX в.в. научились придавать кишечным струнам сверхпрочность, скрипки и мандолины, имеющие одинаковый строй, стали изготавливать с более удобными для музыкантов удлиненными мензурами, мастера даже у старых инструментов сделали новые шейки. Или еще пример - изобретение струн на стальной основе в середине XIX века, привели в США к возникновению гитары «вестерн» с перекрестной системой пружин на верхней деке, а в русской традиции - цыганской гитары. Можно целую статью этому посвятить.

К эволюции инструментов и струн (как неотъемлемой части инструментов) часто прикладывают руку музыканты-виртуозы, заставляя мастеров создавать, или переделывать инструменты для того, чтобы они соответствовали их техническим требованиям. Таким был, например, Паганини. Историки музыки утверждают, что по его просьбе мастер усилил звук скрипки за счет большего угла наклона грифа и еще он был первым скрипачом, который стал постоянно использовать 4-ю струну «соль» с обмоткой, благословив новую технологию. А вот пример из нашей истории - когда в 50-х годах в СССР музыканты-народники погибали без нормальных струн, они просто заставили разработать на базе струнного цеха мастерских БТ более или менее пристойную технологию, за что отдельное спасибо народному артисту России домристу Владимиру Андриановичу Яковлеву и начальнику этого цеха Лидии Николаевне Антоновой. Что касается мастеров, то без их таланта в XVI-XVII в.в. скрипка могла проиграть конкуренцию виоле, не став королевой музыки, а без российских мастеров конца XIX века вряд ли состоялись бы балалайка и домра Андреева. Поэтому не могу сказать, что «идет впереди». По-моему впереди всегда и во всем идет талант, приправленный энергией, разносторонними знаниями, интеллектом и высоким профессионализмом.

В струнах для гитары и смычковых инструментах идет постоянный прогресс. Появляются новые материалы и технологии, о чем упоминается в статьях, размещенных на вашем сайте www.GMstrings.ru. Работает ли фирма над новыми технологиями в отношении народных струн?
За 70 советских лет, когда струнные технологии в нашей стране практически не развивались, приходится платить сегодня. На низком качестве отечественного сырья и позавчерашних технологиях конкурировать в условиях свободного рынка все труднее. Если фирма не хочет разориться, как, например, струнный цех мастерских БТ пару лет назад, ей приходится постоянно работать над улучшением качества продукции и расширением ассортимента. Поэтому ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ закупает высококачественное сырье в Германии, Франции, Великобритании, США и постоянно работает над новыми технологиями, вкладывая львиную долю заработанных средств в развитие.

О последнем чуть подробнее. Помимо использования в работе стального профильного керна и технологии двухслойной намотки 2XBass (ДваЭксБас), о чем говорилось выше, сегодня фирма создает новые народные струны с применением уникального синтетического керна. Название технологии - СинТаль®, за ее разработку фирма удостоена Всероссийской премии "Лучшая отечественная инновация в области музыкальных и шоу-технологий" в номинации «Акустические музыкальные инструменты». Сегодня на новых СинТалических струнах играет народный артист России В.А.Яковлев (квартовая 4-струнная домра), а также молодые музыканты из Санкт-Петербурга – Никита Яковлев (4-струнная домра-бас), Светлана Смоляр концертмейстер АОРНИ им. Андреева (домра альт), Екатерина Ломова (4-х струнная домра альт) и Илья Матвеев (4-струнная домра-прима).

К сожалению, московские музыканты пока без особого интереса относятся к работе над новыми струнами. И напрасно, ведь синтетика позволяет получить как технические преимущества, меньше утомляя руки, так и звуковые - увеличение чувствительности, а значит динамического диапазона инструмента, увеличение гармоник в звуке, более слитное исполнение тремоло и многое другое. Конечно, как ко всему новому, к этим струнам нужно приспособиться, но после этого назад «на металл» никто из тех, кому это удалось, еще не вернулся. Приглашаю всех музыкантов-народников принять участие в работе над новыми струнами. Звоните прямо мне: 8-906-711-00-09.

На каких струнах народники будут играть через 10 лет?
Надеюсь, что на русских. Однако есть опасения, что при сохранении сырьевой политики в стране, через 10-20 лет вымрут все оставшиеся отечественные производители товаров, и не только струн. Надежды на другой сценарий с каждым годом все меньше. И тогда струн для русских народных инструментов вообще не будет, придется музыкантам подбирать струны от гитар, мандолин и т.д. импортного производства. При благоприятном развитии через 10 лет большинство все еще будет играть на струнах имеющих конструкции, существующие сегодня. Какая-то небольшая и наименее инертная часть музыкантов перейдет на синтетику типа СинТаль®, особенно на басовых инструментах. Стальные струны с обмоткой получат покрытия из Тефлона или твердосплавных материалов. Наверняка появится новая леска или композитная гладкая струна, которая превзойдет карбон. Расширится гамма производимых струн по силе натяжения …

Да, чуть не забыл. Чтобы это случилось, музыканты не должны лениться приезжать к струнникам помогать в работе над новыми технологиями. Добро пожаловать к нам на фирму, ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ!

Контактная информация на сайте фирмы
www.GMstrings.ru