Союз мастеров национальных музыкальных инструментов

УЧРЕДИТЕЛИ
«СОЮЗА МАСТЕРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ДАНИЛОВ Александр Степанович
Ростовская государственная консерватория
им.С.В.Рахманинова


Ректор консерватории, народный артист России, профессор
ДАНИЛОВ Александр Степанович
АМИРОВ Шаукат Сабирович
Уральская государственная консерватория
им.М.П.Мусоргского


Ректор консерватории, народный артист России, профессор
АМИРОВ Шаукат Сабирович
МОСТЫКАНОВ Александр Валентинович
Астраханская государственная консерватория

Ректор консерватории, заслуженный артист России, профессор
МОСТЫКАНОВ Александр Валентинович
БАБИЧЕНКО Дмитрий Леонидович
ПКФ «Господин музыкант»

Генеральный директор
БАБИЧЕНКО Дмитрий Леонидович
ГРЕБЕННИКОВ Валерий Васильевич
ООО «Мастера национальных музыкальных инструментов»

Генеральный директор
ГРЕБЕННИКОВ Валерий Васильевич

Несколько лет Союз мастеров национальных музыкальных инструментов планомерно, с завидным постоянством ведёт работу по сближению позиций музыкантов и мастеров в поисках путей развития современных народных инструментов. Поиск взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовлияния.

Многие участники этого процесса понимают, что музыкальный инструмент это плод тесного сотрудничества людей, идей, технологий. И что только совместные усилия музыкантов, мастеров, производителей струн, ладов, поставщиков дерева для музыкальных инструментов может дать реальные результаты. Это очень хорошо понимают Учредители Союза мастеров, и это как раз тот случай, когда роль личности в истории, в истории создания Союза мастеров особенно велика.

Русские народные музыкальные инструменты обладают неповторимыми тембровыми особенностями. Основы этого тембра в своем стремительном движении первопроходца заложил В.В.Андреев вместе с мастерами В.В.Ивановым, Ф.С.Пасербским, С.И.Налимовым. Их талантливые последователи И.А.Зюзин, И.И.Галинис, С.И.Сотский, А.В.Токарев продолжили эту работу, создавая свои уникальные, узнаваемые тембры. Имеют своё лицо инструменты работы И.В.Емельянова, В.И.Хромова, В.Ф.Сержантова, М.А.Купфера. Сегодня свой фирменный стиль создали ведущие мастера народных инструментов В.Шустов, Е.Виноградов, Е.Денисов, Г.Смыгин.

Музыканты и педагоги заинтересованы в поисках "своего" мастера и ежегодные конкурсы, проводимые в рамках фестиваля "Созвездие мастеров" помогают в этом. Постоянный интерес к работе мастеров проявляют многие маститые педагоги: В.Болдырев, Р.Белов, А.Данилов, А.Цыганков, В.Зажигин, В.Круглов, Г.Ом, Н.Липс, В.Аверин. Поиск "идеального" инструмента с неповторимым тембром, отвечающего всем музыкальным, техническим и технологическим требованиям музыканты ведут в течение всей своей жизни. И как много здесь зависит от педагога. У одного студенты "роют землю" в поисках "своего" инструмента, другие довольствуются тем, что есть и даже не пытаются содержать свой инструмент в хорошем техническом состоянии, за время учебы ни разу не обратившись к музыкальному мастеру. А ведь для выявления всех возможностей инструмента, порой достаточно поправить лады или установить нужную высоту струн.

При выборе нового инструмента всегда актуален вопрос: что предпочесть? Яркость и звонкость или узнаваемый богатый обертонами тембр порой "тяжёлого" инструмента. Яркие, лёгкие инструменты предпочитают молодые исполнители, студенты, нацеленные на конкурсы, где часто основным мерилом победителя является текстовая чистота и скорость исполнения пассажей. На таком инструменте только тронь струну и в ответ звучат все возможные и невозможные обертоны. Совсем другое дело выбор зрелого музыканта. Только Сергей Лукин может "вытащить" звук из инструмента работы Александра Ивановича Старикова, но какой звук! А Александр Цыганков с его обволакивающим вокальным звуком! Я до сих пор помню то потрясение и "мороз по коже" от исполнения "По Муромской дорожке" в переполненном зале, на домре, созданной, не сделанной, не изготовленной, а именно созданной Игорем Владимировичем Емельяновым.

Союз мастеров принимает участие в тендерах и аукционах по закупкам музыкальных инструментов музыкальными учебными заведениями, оркестрами. Тут, мне кажется, уместно требование "лучше меньше да лучше". Как правило "дров" хватает нам всем. Не хватает инструментов с хорошими музыкальными и игровыми качествами, отличающихся стабильностью и способностью долго жить. Очень уместно вспомнить о том, что мы уже имеем балалайках и домрах, порой пылящихся на складах и в кладовках. Часто достаточно нескольких часов работы профессиональному мастеру и инструмент начинает новую жизнь. Этот опыт используется в немногих учебных заведениях, где оркестрами руководят дирижёры, бережно относящиеся к инструментарию. Особенно ярким для меня примером остаётся ДШИ №4 в г.Курске, где я учился, а оркестром руководил Вячеслав Григорьевич Яковлев. Он воспитывал в учащихся бережное отношение к инструментам и спустя 35 лет, мы, его ученики, с удивлением узнаём инструменты, на которых играли в оркестре и которые до сих пор в очень хорошем состоянии. Это, на мой взгляд, ещё одно направление деятельности, где можно внести реальный вклад.

У Союза мастеров большие планы на следующий год направленные на дальнейшее развитие российской мастеровой школы: помощь мастерам в приобретении качественных материалов для изготовления инструментов, поддержка молодых мастеров, создание условий для производства недорогих инструментов для начального обучения и многое другое. Решением Учредителей Союза мастеров, в рамках VII международного фестиваля "Созвездие мастеров", который состоится в 2010 году, будет проведён конкурс исполнителей на домре "Кубок Союза мастеров". Надеюсь, что все планы воплотятся в жизнь.

Валерий Гребенников