К 100-летию со дня рождения
Николая Павловича БУДАШКИНА
(1910 – 1988)

Николай Павлович Будашкин Николай Павлович Будашкин родился 6 августа 1910 года в деревне Любаховке Мосальского уезда Калужской губернии. В семье Будашкиных любили народную музыку, отец будущего композитора обучал сына нотной грамоте, игре на народных инструментах. В 1917 году семья переехала в Читу, где Будашкин учился в ФЗУ, работал в кузнице, играл в любительском духовом оркестре и оркестре русских народных инструментов в красном уголке вагоноремонтного завода.

В 1929 году он едет в Москву и поступает учиться на рабфак Московской консерватории. В консерватории Н. Будашкин занимался в классе Р. М. Глиэра, затем Н. Я. Мясковского. За годы учебы в консерватории им созданы «Мордовская сюита» для симфонического оркестра, Первая симфония и широко известная «Праздничная увертюра» (1937 г.).

В 1937 году окончил консерваторию по классу композиции, затем - аспирантуру (1938) и работал в консерватории ассистентом на кафедре инструментовки. В 1940 г. появляется «Увертюра» для оркестра русских народных инструментов, что стало значительным событием в музыкальной жизни страны.

В годы Великой Отечественной войны Н. Будашкин служит на кораблях Балтийского флота и пишет песни о боевой, полной суровых испытаний жизни советских моряков: «Как на зорьке», «Бескозырочка», «Краснофлотская улыбка». В 1943 году был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За оборону Ленинграда".

40-летие оркестра им. Осипова. Н.Будашкин, П.Нечепоренко, П. Куликов После войны Н. Будашкин связывает свою судьбу с Государственным академическим русским народным оркестром им. Н.П. Осипова. В 1945-1951 годах он был помощником руководителя оркестра, для которого написал много сочинений и привлек к работе над репертуаром талантливых советских композиторов: А. Мосолова, Л. Книппера, П. Куликова.

В эти годы Будашкиным созданы: Две Фантазии на темы песен Б. Мокроусова; Русская фантазия (Государственная премия СССР 1-й степени,1948), Два Концерта для домры с оркестром, Первая рапсодия и Вторая рапсодии, музыкальная картина «На ярмарке», Думка, «Сказ о Байкале», Лирическая сюита в четырех частях и многие другие.

Участие Будашкина в творческой жизни Осиповского оркестра продолжалось много лет. Он находился в штате коллектива до 1951 года, в составе художественного совета (с перерывами) до 1961 года. Выезжал с оркестром на гастроли в ГДР (1949), Румынию (1952), Австрию (1953).

Н. П. Будашкин плодотворно писал музыку и для театральных постановок. Так, совместно со своим давним другом Борисом Мокроусовым, с которым он познакомился ещё в консерватории, они написали музыку к постановке московского театра Сатиры "Свадьба с приданным".

Мокроусову принадлежит авторство трех песен на стихи А. Фатьянова: "Зацветает степь лесами", "Хвастать милая не стану" и вальс "На крылечке твоем". Будашкиным на эти темы написана оркестровая музыка, а кроме того сочинены наигрыши для баяна, пляски, частушки и страдания, которые исполняются по ходу действия. В них он использовал типичные народные обороты и мелодии.

Н.П. Будашкин и С.М.Колобков Длительное время композитор был связан с Малым театром, где среди его работ выделялась музыка к спектаклю «Власть тьмы». Он автор музыки к театральным постановкам: «Воевода» А. Н. Островского (1955), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1964), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1976) и др., музыки к кинофильмам: «Сельский врач» (1951), «Аленький цветочек» (1952), «Чудесный колодец» (1956), «Ванька» (1959), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и медные трубы» (1968) и многие другие. Сказка "Морозко" был удостоена Международной премии (главный приз на международном кинофестивале детских фильмов, Венеция, 1965).

Н.П. Будашкин 1965 В 1965 году Николай Павлович переходит на педагогическую работу в Московский государственный институт культуры, где его избирают доцентом, а в 1973 году утверждают в ученом звании профессора по кафедре Инструментовка и чтение партитур.

Музыка Н. П. Будашкина была неизменно устремлена к широкой аудитории. Его вдохновенное творчество, глубоко уходящее корнями в русскую народную музыкальную культуру, снискало ему любовь и уважение в нашей стране и во многих зарубежных странах. Демократическая направленность проявлялась у него на всех этапах творческой деятельности, и прежде всего, в сочинениях для русского народного оркестра.

Он привнес в эту область высокую композиторскую культуру, раскрыл новые горизонты. Деятельность талантливого композитора была отмечена многими правительственными наградами: он дважды становился лауреатом государственной премии, награжден орденами и медалями (1947, 1949 г.), был удостоен звания Народного артиста РСФСР(1972 г.).