Дмитрий Бабиченко
Не думал о секундах и альтах…

Дмитрий Бабиченко - директор струнной фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® Всем известно, что скрипичный альт такой же полноценный инструмент, как и скрипка. Для него пишут концерты и сонаты, он является неотъемлемой частью классического квартета и прославлен многими прекрасными музыкантами, из которых первым на ум приходит Юрий Башмет. А о чем мы думаем при упоминании балалайки альт или секунда... Чем и кем они прославлены?... Вот именно.

Балалайки За 120 лет (!) с момента появления на свет им не удалось продвинуться в своем развитии ни на миллиметр. Ни о каких сольных партиях, а тем более о концертах и сонатах для них никто не заикается. Даже народные лютьеры1 не скрывают, что изготавливать их можно не особенно стараясь. В отличие от примы, имеющей синтетические струны, блещущей многими талантами и, прежде всего, уникальным тембром, способным тронуть душу, наша парочка звучанием не чарует — при игре на их жестких стальных струнах приходится использовать мягкий кожаный медиатор, чтобы неприятный резкий звук не сильно резал слух… Даже их внешняя декоративная роль и та не вполне понятна: при взгляде на музыканта с балалайкой в оркестре сразу не определишь, что за инструмент у него в руках — размеры инструментов практически одинаковые. Вот об этом мы и поговорим подробнее.

Несколько лет назад, собирая сведения о мензурах различных струнных инструментов, я обнаружил удивительные данные о реальных (не книжных) диапазонах мензур балалаек прима, секунда и альт: 428–450 мм (различие составляет 7,5%), 440–490 мм (11,4%), 474–535 мм (12,9%) соответственно. Вот это да! Мало того, что каждая из мензур «пляшет» в огромном диапазоне, так они еще и пересекаются2 – такого не бывало ни в одной группе, а ведь речь идет не о любительских инструментах, а о самых настоящих профессиональных!


Василий Андреев С одной стороны, смешно, с другой, стыдно за низкий уровень российских «мастеров», не получающих специального образования, а с третьей – картина уж слишком вопиющая, чтобы ее можно было объяснить общеизвестными причинами: желанием изменить силу натяжения стандартных струн при невозможности иметь струны разного типа натяжения; наивной верой лютьеров в то, что с помощью изменения длины мензуры можно кардинально улучшить звук инструмента; изготовлением инструмента/мензуры под руку заказчика, невзирая на официальные стандарты…

Очевидно, что те же причины относятся и к семейству домр, но там разбросы заметно меньше, да и мензуры соседних инструментов не пересекаются3 . Долгое время эта загадка не давала мне покоя, пока, я ни выяснил, что в этом деле имеется еще одна причина – историческая. Найти ее мне помогли статьи Валерия Гребенникова об истории воссоздания Андреевым балалайки, а, главным образом, архивные находки московского музыковеда Бориса Тарасова и его статьи, опубликованные в журнале «Народник».

Сегодня я не сомневаюсь, что ущербное состояние балалаек секунда и альт кроется в истории появления этих инструментов на свет в конце XIX в. А дело было так. В середине 80-х годов XIX в. юный Василий Андреев поставил перед собой грандиозную цель — сделать из простой деревенской балалайки профессиональный музыкальный инструмент, способный занять достойное место не только в русской, но и мировой культуре. Для этого ему пришлось немало постараться: перелопатить море информации, среди многочисленных существующих в народе вариантов балалайки определить для нее оптимальную форму, строй, мензуру, внести в конструкцию массу усовершенствований, определить число струн, отказаться от традиционных вязаных ладов, пойти на применение более качественных материалов, начать использовать технологии изготовления смычковых инструментов, гитар и мандолин…

Ф.С. Пасербский И вот, спустя годы поисков и трудов, новый совершенный инструмент наконец был создан, во многом благодаря сотрудничеству со скрипичным лютьером В.В.Ивановым, а позже с хозяином мастерской по производству струнных музыкальных инструментов Ф.С.Пасербским, благодаря которому Андреев смог приступить с созданию «кружка» балалаечников.

Будучи заинтересованным в получении новых заказов для мастерской, этот человек помог Андрееву в период с весны 1887 до весны 1888 года разработать и изготовить: балалайку прима (первый инструмент Андреева с 12-ью металлическими ладами), пикколо, альт, бас, дискант и тенор, а в 1889 году контрабас.

Каким было качество новинок и продуманность их конструкции, строев и длин мензур догадаться не трудно — удивительно, как вообще удалось изготовить так много разных инструментов за столь малый срок, да еще успеть освоить игру на них. Но чудо случилось, и, несмотря на скороспелость, «Кружок любителей игры на балалайках» состоялся и даже прославился, хотя, помимо проблем с качеством инструментов, уровень мастерства кружковцев-любителей также не был высок — «разучивание пьес шло «с рук» да «на слух»».

Кружок любителей игры на балалайках

Совсем другой, гораздо более взвешенный подход обозначился на новом этапе развития кружка с проявлением в нем талантливого музыканта, ученика А.К.Лядова и Н.А.Римского-Корсакова Николая Петровича Фомина. Заслуги этого скромного человека перед русской музыкой зачастую несправедливо приписывают самому В.В.Андрееву, и его роль в создании Великорусского оркестра до сих пор плохо освещена историками музыки и еще ждет серьезных исследований4 .

Н.П.Фомин был назначен главным дирижером Великорусского оркестра В «Жизнеописании»5 Фомин вспоминает: «В октябре 1889 г. В.В.Андреев — талантливый, чутко-музыкальный, но абсолютно музыкально необразованный, сознавая всю свою несостоятельность в деле развития своего кружка, прослышав обо мне как образованном музыканте и знатоке русской музыки, обратился ко мне с просьбой о сотрудничестве и принятии на себя музыкального развития и руководства кружком». Именно он, а не Андреев шаг за шагом преобразует кружок любителей в профессиональный оркестр, в том числе разрабатывает конструкцию и вводит в его состав новые инструменты6 .

Фомин писал: «В 1896 году мною была окончательно установлена номенклатура инструментов, роль каждого инструмента в оркестровом исполнении, форма письма партитур». Однако, сделанное наспех, без учета многих факторов, громоздкое семейство балалаек7 , не желало вписываться в оркестр.

Три из них: пикколо, дискант и тенор Фомину пришлось упразднить, а у альта с секундой скорректировать строй, что привело изменению их мензур. Но если в оркестре подвергнуть инструменты переделке было относительно просто8 , то что было делать с сотнями, если не с тысячами инструментов, уже выпущенных «в народ»9 ? Кто бы их по доброй воле понес в ремонт или, хуже того, выбросил и стал покупать новые с исправленными мензурами?! Перестроили на новый лад — струны не порвались, вот и чудно!

Обложка сборника пьес самоучителя игры на балалайке

Вот она — главная причина того, что и без того не самые совершенные из музыкальных инструментов балалайки альт и секунда имеют сегодня неимоверный диапазон мензурных колебаний вплоть до перекрещиваний. Жаль, что обладающий многими положительными качествами, но не имевший специальных знаний Андреев, не познакомился с Фоминым еще до создания «кружка». Это позволило бы избежать многих ошибок и лишних затрат при решении столь сложной и ответственной задачи, как проектирование новых музыкальных инструментов, и сегодня в оркестровых балалайках был бы такой же порядок, как в домрах.

Великорусский оркестр

В связи с вышесказанным приглашаю музыкантов, лютьеров и музыковедов подключаться к обсуждению проблем, связанных со стандартизацией не только мензур, но и других параметров струнных инструментов оркестра русских народных инструментов. Это можно делать в рамках круглых столов, организуемых ежегодно при проведении фестиваля «Созвездие мастеров» в Академии им. Гнесиных, а также на страницах журнала «Народник». А для «затравки» предлагаю обсудить следующий способ исправления ситуации, о которой шла речь: принять раз и навсегда стандарт мензуры балалайки альт в 519 мм10 ; отказаться на альте от унисонных струн, которые все равно полноценно не звучат; безжалостно удалить из оркестра секунду, которая исполняет роль пятого колеса в телеге — ни красивого тембра, ни широкого диапазона, ни другой какой уникальности, а все ее незамысловатые партии поделить между примой и альтом.

Кстати, об альте — недавно появилась возможность установить на него синтетические струны СинТаль®, разработанные фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® (www.gmstrings.ru). Пока эти струны не выпускаются серийно, хотя уже с успехом опробованы на домре альт и балалайке контрабас, и в их бесплатном тестировании на балалайке альт я приглашаю принять участие всех желающих11 . Уверен — если альт получит мягкие чувствительные струны, это не только улучшит звук, вполне вероятно, можно будет отказаться от медиатора, то есть начать использовать при игре все приемы игры на приме! Вот когда инструмент, наконец, начнет нормально развиваться — глядишь, и до балалаечных Башметов дело дойдет.

Конечно, можно ничего не делать по старой дурной российской традиции (что, скорее всего, и будет), и равнодушно наблюдать, как неудобные в работе, не вызывающие положительных эмоций у музыкантов секунда и альт через какое-то время вымрут сами. А там останется удалить из оркестра балалайку бас, которая безо всяких усилий замещается домрой бас, идентичной ей по строю, после чего с умилением любоваться уникальным семейством, состоящим из двух инструментов — примы и контрабаса…

  1. Не люблю слово «мастер», плохо описывающее суть профессии, и зачастую звучащее насмешкой. Английское слово «лютьер» больше подходит на эту роль, поскольку не только принято во всем мире, но и не несет в себе двусмысленности.
  2. Мензура секунды может быть как короче примы, так и длиннее альта!
  3. Данные о мензурах домр пикколо, малой и альта: 260–280 мм (7,7%), 380–406 мм (6,8%), 480–505 мм (5,2%) соответственно.
  4. После смерти В.В. Андреева в 1918 г. Н.П.Фомин был назначен главным дирижером Великорусского оркестра.
  5. Народник № 2. 2004 г.
  6. Н.П.Фомину принадлежит разработка строев и мензур семейства 3-струнных домр.
  7. В разное время были созданы балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, тенор, бас, контрабас. Даже для ансамбля музыкантов-любителей такое количество разнотипных инструментов - чересчур.
  8. Как известно, эту работу выполнил знаменитый лютьер Налимов.
  9. В 1898 году в Петербурге число любителей игры на андреевских балалайках и домрах доходило до 20 тысяч, свыше 60 тысяч балалаек и домр изготавливалось в год только в Петербурге.
  10. Мензура балалайки альт должна быть длиннее, чем у домры альт (490 мм), поскольку исторически сложилось так, что мензура балалайки примы (435 мм) длиннее домры малой (389 мм).
  11. За образцами струн прошу обращаться ко мне лично по телефону 443-67-40, либо к Валерию Гребенникову +7(916) 807-60-00, +7(495) 691-61-65.