К 80-летию со дня рождения Владимира Филипповича СЕРЖАНТОВА

За заслуги в области советской культуры Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»Сержантову Владимиру Филипповичу – музыкальному мастеру Московского производственного комбината Всероссийского хорового общества… Более высоких наград еще не получали музыкальные мастера. В.Ф. Сержантов первым получил это почетное звание!

Из газеты «Вечерняя Москва»
От 23 июня 1983 г.

1945 год Музыкальные мастера Никифорова, Новикова, Сержантов, Горюнов, Бурова, Буров С.Ф., Никифоров, Гущин, Буров М.Ф.

Общаясь с балалаечниками и домристами разных возрастов, я узнал, что многие из них, в то или иное время, играли на инструментах Владимира Филипповича Сержантова. Можно сказать, что на его балалайках и домрах выросло не одно поколение исполнителей. В их числе оказался и я. Когда я обучался в новосибирской десятилетке, моим первым профессиональным инструментом стала балалайка В.Ф. Сержантова.

Какой же был восторг, когда начав играть на нем, я услышал чистый, красивый голос настоящего инструмента! Думаю, можно представить и восторг черырнадцатилетнего паренька, который впервые сам смастерил балалайку и которая была не сувениром каким-нибудь, а настоящим музыкальным инструментом. Шестьдесят пять лет назад таким пареньком и был Владимир Филиппович Сержантов, его первая балалайка зазвучала в год Великой победы - в 1945-м году.

Сегодня его имя известно любому народнику, но став знаменитым мастером, Владимир Филиппович не растерял своих человеческих качеств, а потому, круг его друзей, среди которых и коллеги по цеху, и известные музыканты, никогда не уменьшался, а становился только больше. Малаховка стала местом ежегодных встреч мастеров и музыкантов. В этом году друзья Владимира Сержантова соберутся, чтобы отметить 65-летие первой балалайки мастера и другую важную дату - в марте 2011 года В. Ф. Сержантову исполнится 80 лет!

Мастера В. Родионов, В. Ф. Сержантов, В. М. Буров 1956 год

Нина Сержантова: “Да, ежегодные встречи «старой гвардии мастеров» на даче продолжаются и сегодня. Еще с молодости он объединил их всех своей жизнерадостностью и надежностью в дружбе. Нет и не было среди друзей зависти, конкуренции, недосказанности. Только желание встречи, общения, взаимопомощи, поддержки. Верности и преданности их дружбе не перестаю удивляться. Точно говорят, что друзья познаются в беде. Когда в 1993 году Владимир Филиппович перенес сильнейший инсульт, то желающих помочь и реально помогавших было более чем достаточно. Лекарства, машина, просто поддержка… На дню по нескольку звонков и предложений…”

Евгений Сержантов (сын В. Ф. Сержантова, музыкальный мастер): “Друзей много и среди музыкантов. Многие из них устраивали сюрпризы. На 60-летие папы на дачу подъехал “Икарус” с фольклорным ансамблем «Руны» и оркестром «Самотлорские кружева» из Нижневартовска во главе с Владимиом Лепехиным. Артисты прямо перед домом дали в честь Мастера настоящий костюмированный полуторачасовой концерт. Да и потом погуляли на славу. Все помнят этот день и сейчас. У отца совершенно потрясающая любовь к жизни. Когда врачи сказали про два-три года жизни при подобном инсульте, отец показал им большую фигу. Он встал с постели через год, научился ходить при полном параличе одной стороны тела, делал и делает зарядку, обливается холодной водой. Ежедневная традиция: прийти в свою мастерскую – проверить мою работу, дать «ценнейшие указания» (за что мы называем его «начальник ОТК») и, конечно же, обзвонить друзей. Как бы тяжело ему не было, телефонные диалоги всегда сопровождаются шутками, хохотом, добрыми пожеланиями.”

Материалы из журнала “РМК“
Под редакцией заслуженного артиста России
Александра Марчаковского

В.Ф.Сержантов Шоршин А.В.Ивлечев

Анатолий Тихонов Во всех странах мира знают сейчас русские балалайки, домры, гусли… Часто после концертов к артистам Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова подходят слушатели и просят показать инструменты, игра на которых им так понравилась. Крутя в руках балалайки и домры, они качают головами, удивляются: «Какая прекрасная работа! Кто делал?»

Так они не раз рассматривали балалайки, сделанные В. Ф. Сержантовым, который вот уже более тридцати лет работает в Москве на производственном комбинате Всероссийского хорового общества.

Владимир Филиппович любил мастерить с детства: делал корабли, самолеты, всевозможные игрушки. Мастер вспоминает, что его как магнитом тянуло к столярным инструментам. Работы Володи Сержантова не раз экспонировались на различных выставках юношеского творчества. В 1943 году двенадцатилетним мальчишкой он пришел в мастерские Министерства культуры РСФСР.

Михаил Рожков Время было трудное, военное, и ему было стыдно бегать по улицам без дела, когда каждый человек делал все, что мог, для фронта, для победы над фашизмом. Володя стал помогать взрослым сколачивать ящики для снарядов. Работал со сноровкой, стараясь не отстать от старших. На золотые руки мальчика, ловкость и умение держать инструмент обратил внимание известный мастер музыкальных инструментов Сергей Федорович Буров.

Он подошел к маленькому рабочему и спросил: «Хочешь, научу тебя делать русские музыкальные инструменты?». Так Володя Сержантов стал учеником Бурова. А летом 1945 года сделал первую в своей жизни балалайку. Хотя она была еще далека от совершенства, но, слушая, как на ней играют его друзья, Володя был счастлив.

Знакомясь с работами других мастеров, ремонтируя балалайки и домры знаменитых Налимова, Галиниса, Сотского, Пасербского и других русских умельцев, Владимир Сержантов тщательно изучал, из какого дерева они выполнены, как склеены. Увлеченность и любознательность помогли Сержантову приобрести обширные знания и накопить опыт.

C А. Цыганковым 1985 г. Владимир Филиппович хорошо знаком с работами других известных современных мастеров — А. В. Ивлечева, А. Н. Старикова, И.В. Емельянова. Они часто встречаются, обмениваются своим богатым опытом. Бывало, принесет кто-нибудь из музыкантов в ремонт очень старый, но великолепно звучащий инструмент, его не спешат разбирать. Пусть сначала и другие мастера посмотрят - такие не часто встречаются. Каждую деталь редкого инструмента внимательно изучают, разглядывают расположение пружин, толщин дерева, стараются открыть секреты старых мастеров.

Работы В. Сержантова очень высоко ценятся сегодня музыкантами. Их хорошо знают в нашей стране. Мастер выполнил немало заказов на изготовление национальных инструментов республик. Бережно хранит он почетные грамоты министерств культуры Якутской, Калмыцкой, Марийской АССР и многих других автономных и союзных республик СССР. Теплые слова благодарности шлют ему руководители оркестров из Белоруссии и Украины.

Экспертный совет Сделать балалайку совсем не просто. Прежде чем она будет готова, надо проделать более тысячи операций! Пожалуй, самое трудное - это подобрать материал. Для музыкального инструмента требуется дерево сухое, выдержанное, может быть, много десятилетий. Обычно для изготовления инструмента все имеется в мастерской, но, случается, прослышит мастер, что где-то на окраине города ломают старый дом, немедленно отправляется туда.

Придет, посмотрит на разбросанные бревна, поговорит с рабочими. Они отрежут ему кусок дерева. Он привезет его в мастерскую, а потом это дерево может оказаться именно тем материалом, из которого рождается потом прекрасный инструмент. Чтобы сделать поющую балалайку, надо много знать и уметь: хорошо разбираться в породах деревьев, виртуозно столярничать, производить расчеты и обладать хорошим слухом.

Ведь после того, как она будет готова, ее надо проверить — как звучит. «Балалайку надо не только любить, но и понимать. Порой чутьем приходится догадываться, почему она не звучит. Музыкальный мастер должен быть изобретателем и хотя бы чуточку музыкантом» - наставляет Владимир Филиппович своих учеников. И многие из них уже научились делать отличные инструменты. Рядом с Владимиром Филипповичем в мастерской работает его брат Евгений Сержантов. Опыт Сержантова-старшего перенял и другой сейчас известный музыкальный мастер — Юрий Петрович Игнатов.

В. Ионченков - артист оркестра русских
народных инструментов им. Н.П. Осипова
Журнал «Культура и жизнь» №7 от 1976г. –
«Золотые руки мастера»