Белорусская исполнительская школа


Краткий очерк «Распространение домры в Беларуси»

Герб Белоруссии

По поводу распространения домры на территории Беларуси в начале ХХ века, несомненную историческую ценность представляет работа Н. Привалова «Народные музыкальные инструменты Беларуси», вышедшая в 1928 году. В своём исследовании автор приходит к выводу, о том, что «инструменты так называемых тамбуровых – бандуры, балалайки, мандолины, гитары и т. д. – в Беларуси в числе народных инструментов не распространены… они могли попасть в Беларусь через воинские части, школы и т.п.» (с. 35). В данный период игра на домре носила преимущественно коллективный характер и проходила в форме любительского музицирования.

Довольно широкое распространение в 20 – 30-е годы в Беларуси получила мандолина. Популярность этого инструмента способствовала образованию так называемых неаполитанских оркестров и ансамблей, в состав которых входили мандолины, гитары, иногда балалайки и скрипки. Однако, процесс усовершенствования и реконструкции цимбал, придания им статуса национального инструмента, приводит к постепенному вытеснению мандолины из музыкально-культурного обихода.

К этому времени в республике наряду с Государственным национальным оркестром народных инструментов, основанном в 1937 году, в республике начинают успешно функционировать профессиональные коллективы домрово-балалаечного состава, созданные при Белорусском радио: оркестр народных инструментов и секстет домр (впоследствии преобразованный в камерно-инструментальный ансамбль).

Важной вехой в развитии домрового исполнительства Беларуси стало открытие в 1939 году отделения народных инструментов при Белорусской государственной консерватории, основанной в 1932 года. Среди первых студентов этого учебного заведения были цимбалист И. Жинович, балалаечник и домрист Г. Жихарев, домрист Н. Лысенко (впоследствии - профессор Киевской консерватории) и др. Эти лучшие студенты стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах 1939 года.

В 1949 году отделение народных инструментов возобновляет свою работу в преобразованном виде (как кафедра народных инструментов). Естественно, первые лучшие выпускники стали преподавателями кафедры. Возглавил кафедру И. Жинович, спецклассы балалайки и домры достались Г. Жихареву, с именем которого в 50-60-е годы связано интенсивное развитие в Беларуси не только домры и балалайки, но и народно-инструментального исполнительства в целом.

Среди выпускников и студентов класса Георгия Ивановича Жихарева: заслуженные артисты Беларуси Л. Смелковский, профессор Белорусской академии музыки Г. Осмоловская, доценты В. Щербак, Л. Черняк, лауреат международных конкурсов доцент Н.Марецкий, заслуженные работники культуры (ныне ушедшие) В. Перетятько, Л. Иванов, М. Лисицын, А. Захорошко и многие другие.

В 60-е годы секстет домр Белорусского радио возглавил Л. Смелковский – талантливый музыкант-домрист, автор замечательных сочинений для домры и преобразованного им камерно-инструментального ансамбля белорусского радио и телевидения.

Приход нового поколения исполнителей домристов в Беларуси в 70-е годы связан с именами Г. Осмоловской, Л. Черняка, В. Красноярцева, Н. Марецкого, А. Холщенкова, Я. Волосюка и др.

В 1992 году по инициативе профессора Г. Осмоловской в Белоруссии была создана Ассоциация белорусских домристов и мандолинистов, целью которой стало возрождение мандолины. Спустя несколько лет белорусские мандолинистки Е. Диковицкая, Е. Прокопчик, О. Дубовская, Н. Корсак - выпускники класса доцента Н. Н. Марецкого стали лауреатами престижных международных конкурсов.

Активизация межреспубликанских культурных связей, творческое взаимодействие российских и белорусских музыкантов способствовали новому этапу в развитии домрового исполнительства в 90-е годы. Существенно расширился круг белорусских композиторов – создателей оригинального репертуара для домры. Среди них Г. Ермоченков, А. Клеванец, В. Корольчук, А. Шпенёв, А. Безенсон и др.

Особенно следует отметить активную концертную и творческую деятельность народного артиста России А. Цыганкова, его интенсивное взаимодействие с белорусскими музыкантами оказали решающее воздействие на исполнительское мастерство белорусских домристов, среди которых ведущая роль принадлежит Н. Марецкому. Домрист и мандолинист, солист Белорусской государственной филармонии, лауреат I премии многих престижных международных конкурсов (среди которых «Кубок Севера» - 1992, Клингенталь - 1996).

Н. Марецкий является инициатором и организатором республиканских и международных фестивалей домрово-мандолинного искусства «Мандолинисимо» и «Славянский венок» с участием великих российских музыкантов народного артиста России, профессора и композитора Александра Цыганкова и лауреата международных конкурсов Андрея Горбачёва.

Кандидат искусствоведения, доцент
Белорусского государственного университета
культуры и искусств Лариса Таирова