Струны будущего

Струны будущего Прогресс в области производства музыкальных струн всегда шел в ногу со временем. Не стал исключением и XX век – появилось как никогда много новых материалов и были разработаны невиданные ранее технологии. Даже в самой консервативной смычковой группе музыкальных инструментов на смену традиционным кишечным 1 пришли струны на стальном тросике и синтетической основе, не говоря о струнах для щипковых.

Их стали изготавливать на стальном профильном керне, тросике, синтетических волокнах, в качестве канители (обмотки струн) применять широчайшую гамму сплавов и профилей, на поверхность струн наносить покрытия из тефлона и сверхтвердых материалов, были изобретены струны с магнитными свойствами для электроинструментов…

И лишь один вид струн демонстрировал полное равнодушие к прогрессу – это струны для русских народных инструментов. До самого конца XX века их продолжали изготавливать по технологии конца XIX: та же монолитная сталь, тот же шелк между круглым стальным керном (основой) и круглой латунной/медной обмоткой. За сто лет застоя был замечен лишь один робкий технологической всплеск – в 50-е годы на балалайке прима две нижние струны МИ вместо кишечных стали синтетическими, и то только благодаря развитию производства струн для классической гитары на Западе.

Что же касается основной массы струн народного оркестра, уже казалось, что они никогда не станут другими, что качественный потолок, достигнутый в СССР струнным цехом мастерских Большого театра (БТ) к началу 60-х годов, навеки останется непревзойденным. Однако в 1985 году началась перестройка, за ней постепенный возврат нашей страны к капиталистической модели развития, следствием чего стало появление в России частных фирм, в том числе струнных. Одна их них, с гордым названием ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® (ГМ®) 2 , к началу 2000-х годов уже выпускала больший ассортимент народных струн, чем знаменитый БТ.

Причем для профессиональных моделей использовалось только высококачественное импортное сырье, а не весьма нестабильное российское, доступное советскому флагману 3 . Постепенно ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® начал применять в производстве народных струн технологические находки смежных областей, в том числе гитарной. Появились витые струны без шелка на профильном керне 4 , с использованием невиданной ранее в России канители из износостойкой фосфорной бронзы. Были у фирмы и собственные наработки, например, технология 2xBass® для производства басовых и контрабасовых струн 5 .

Как показало время, струнные новинки от ГМ® пришлись по вкусу многим музыкантам-народникам, что вдохновляет фирму еще смелее осваивать новые технологии. В скором времени ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® обещает начать серийный выпуск народных струн на синтетической основе, не имеющих аналогов в мире!

Рассказывает основатель фирмы Дмитрий Леонидович Бабиченко:
– Разработка синтетических струн по технологии Syntal® / Синталь® для русских народных инструментов началась еще в 2005 году, когда я впервые познакомился с необычными техническими волокнами. Их уже использовали для изготовления различных высокотехнологичных изделий, в том числе в космической и военной областях 6 , но для производства струн пока еще никто в мире не применял. И, как оказалось, зря 7 .

Благодаря уникальным свойствам этих чудо-волокон, нам удалось создать синтетические струны, обладающие многими качествами традиционных стальных 8 . С традиционной синтетикой (нейлон/карбон) их роднит высокая чувствительность и мягкость под пальцами, а со стальными – яркость звука, быстрая настройка и даже возможность делать, как говорят гитаристы, "подтяжки".

Всего за два года мы разработали и выпустили в серийное производство комплект струн Синталь® для классической гитары 9 , а вот на пути внедрения «народных» возникли затруднения. Первые отзывы музыкантов-народников о новых струнах были настолько противоречивы (от восторженных до полного отрицания), что мы решили не спешить, а провести большую серию экпериментов и всестороннее изучить результаты. Было крайне важно привлечь к испытаниям как можно большее число музыкантов, но именно это оказалось самым сложным – добровольцев, согласных регулярно, хотя бы раз в два-три месяца, приезжать с инструментами в цех фирмы, было мало.

Ставка на студентов московских вузов – РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. А.Г. Шнитке не оправдалась, найти среди них заинтересованных и при этом дисциплинированных волонтеров было даже сложнее, чем в музыкальных вузах других городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги и Саратова. Тем ценнее была помощь профессионалов: народного артиста России домриста Владимира Андриановича Яковлева, солистки АОРНИ ВГТРК под управлением Н.Н.Некрасова Веры Махан, концертмейстера альтовых домр оркестра им. Андреева Светланы Смоляр и домристки этого же оркестра Екатерины Ломовой – по первой просьбе они приходили на помощь, тратили время и силы.

И хотя работа продвигалась трудно, медленно, с разной степенью успешности по отношению к разным инструментам, бесконечные эксперименты и встречи с музыкантами дали много полезного нашей фирме. Была усовершенствована компьютерная программа расчета натяжений струн, создана система высококачественной записи звука для объективного сравнения результатов работы, изготовлены специальные приспособления для намоточных станков и многое другое.

И вот теперь, когда на разработку и тестирование струн потрачены десятки тысяч часов, получен бесценный опыт и разработаны рекомендации по их применению, мы, наконец, готовы приступить к серийному выпуску некоторых моделей синтетических струн Синталь® для русских народных инструментов.

Первым серийным уже стал комплект BK300S для балалайки контрабас. Это знаменательное для фирмы событие произошло в начале января 2011 года в канун 150-летнего юбилея отца современной балалайки Василия Васильевича Андреева, завещавшего потомкам продолжать начатое им дело по усовершенствованию русских народных инструментов, что мы и делам по мере сил.

Комплекты Синталь® для балалайки и домры бас проходят тестирование и планируются к серийному выпуску в ближайшие год-два.

Альтовой домре повезло больше всех – нигде мы не имели столько добровольцев 10 . Комплект практически готов и в 2011 году должен выйти в серию (возможно, будет и два вида). По сравнению с альтовой, успехи технологии Синталь® в малой домре пока не столь заметны. И хотя нижняя струна МИ понравилась почти всем домристам, принимавшим участие в испытаниях, средняя ЛЯ с обмоткой пока окончательно признана только Верой Махан, студенткой РАМ им. Гнесиных Ниной Березуцкой и домристом из Санкт-Петербурга Ильей Матвеевым.

Серийного выпуска комплекта Синталь® для малой домры в 2011 году ожидать не приходится, но работа продолжается. В отношении балалаек прима, секунда и альт работа, хотя и проводится, идет вяло из-за недостатка заинтересованных добровольцев-испытателей 11 . Серийное производство этих струн в текущем году также не планируется.

Отзывы музыкантов о струнах Синталь®

Балалайка контрабас: Андрей Долгов (студент СПб. консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова)

«Отыграл с ансамблем концерт в Капелле на струнах Синталь®. Очень радует, что при своей мягкости они добавляют инструменту громкость в акустике. Но пришлось к ним привыкать – струны требуют более внимательного подхода к атаке, так как очень отзывчивы на ее изменение (жесткий медиатор / мягкий медиатор / пиццикато)».

Домра альт: Олег Багринцев (студент РАМ им. Гнесиных, класс профессора Круглова В.П.) «Играю на струнах ГМ® Синталь® полгода. За это время они помогли мне по-другому оценить возможности моего инструмента. Эти струны – настоящий подарок для домры!»

Иван Амолин (студент СПбГУКИ) «Я был ошеломлен той необыкновенной свободой в исполнительстве, которую подарили мне струны Синталь®, богатством открывшегося тембра, роскошью обертонов и динамической гибкостью, приобретенные инструментом благодаря новым струнам. Во многом своему профессиональному росту я обязан именно синтали, потому что сколько бы оттенков не искал – находил и, одновременно с тем, чувствовал, что не исчерпал возможности струн и инструмента до предела.

На мой взгляд, эти струны – лучший выбор не только для маститых профессионалов, но и для ищущих, слушающих и заботящихся о своем звуке студентов. Стандартных стальных струн для меня больше не существует – они остались в прошлом веке».

Светлана Смоляр (концертмейстер группы альтовых домр ГАРO им. Андреева) «С тех пор, как в 2008 году на мой инструмент был установлен первый комплект Синталь®, для меня и моего инструмента началась новая жизнь. Потребовав иного к себе отношения, чем стальные, эти мягкие и невероятно чуткие струны позволили глубже работать с музыкальным материалом.

Тот выбор исполнительских приемов, диапазон выразительных средств, интонационные и артикуляционные возможности, которыми обладают эти струны, – бесценное приобретение, от которого невозможно отказаться! Как педагог могу отметить, что эти струны нужны не только концертирующим исполнителям, но и просто необходимы студентам. Обладая недоступными стальным струнам возможностями, они обучают чуткости и стремлению к большей выразительности звучания, заставляя тебя постоянно расти».

Екатерина Ломова (артистка ГАРO им. Андреева) «Мое знакомство с синталическими струнами произошло в 2006 году, и с тех пор мне ни разу не приходила в голову мысль вернуться к стальному комплекту. С первых же звуков были ясны главные преимущества этих струн – долгий отзвук, богатство красок и благородство звучания, возможность более гибкой работы со звуком. Струны Синталь® помогают и одновременно учат меня все внимательнее и чутче относится к тембру, его разнообразию и чистоте. А такая мягкая глубина басовых струн до того казалась просто невозможной на моем 4-струнном инструменте!»

Надежда Абрамова (заслуженная артистка России, солистка НАОНИР им. Н.П. Осипова, преподаватель МХШ «Радость» по классу домры малой и домры альт), Дмитрий Базанов (дирижер оркестра МХШ «Радость»)

«Оркестр русских народных инструментов МХШ «Радость» совместно с фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® в январе 2011 года начали эксперимент по использованию струн Синталь® в альтовых домрах и балалайках контрабас. С новыми струнами звук альтов стал более собранным, сочным и ярким из-за большего количества обертонов. Звучание группы сделалось более камерным и тёплым, но при этом не тихим. Исполнители на балалайках контрабас отметили непривычное вращение обмотки струн, но никаких неудобств при этом в игре не испытали.

Введение струн Синталь® позволяет облегчить игру и процесс обучения на русских народных инструментах в детских и детско-юношеских оркестрах».

Домра малая: Владимир Яковлев 12 (народный артист России) «Из-за новых возможностей в звуке, которые открыли эти удивительные струны, мне пришлось начать переписывать почти готовый к изданию сольный диск (!), о чем я ни капли не жалею. О таком звучании домры раньше можно было только мечтать.

Кстати, мой звукорежиссер утверждает, что инструмент с новыми струнами ему стало легче выстраивать во время записи, поскольку в звучании стало меньше неприятных призвуков. Жаль, что сегодня среди "народников" не так много музыкантов способных по достоинству оценить тот прорыв в качестве звука, который дало это изобретение. Я же не сомневаюсь, что за этими струнами будущее!».

Яковлев и Бабиченко Илья Матвеев (солист ансамбля «Экспромт-квинтет») «Какие только струны я не ставил на 4-струнную домру, желая добиться от нее звучания, соответствующего моему представлению об идеале. Пробовал даже нейлоновые от классической гитары, звучавшие по-своему неплохо, но быстро теряли тембр и отвратительно держали строй. Теперь, когда у меня есть струны Синталь®, в разработке которых я лично принимаю участие с 2005 года, кажется, я наконец доволен.

Струны доказали на практике свою жизнеспособность и преимущества перед стальными, их отличает: слитность тремоло, длинная "педаль", возможность полноценного вибрато левой рукой на ударах, они меньше травмируют пальцы левой руки, обладают долгим сроком службы (не меньше, чем стальные), инструмент лучше слышен из зала».

Нина Березуцкая (студентка IV курса РАМ им. Гнесиных, класс профессора Липс Н.И.) «Играю на струнах Синталь® всего несколько месяцев, но уже успела высоко оценить их звучание. По моей просьбе на фирме изготовлен комплект, все струны которого имеют обмотку, что позволило выровнять тембр инструмента, как мне хотелось. Звук стал более мягким и матовым – т.е. я получила именно то звучание, которого так долго искала!»

Вера Махан (солистка АОРНИ ВГТРК, создатель интернет-проекта «Домрист») «В процессе звукоизвлечения струны играют важную роль, они должны соответствовать современному понятию о качественном звуке, и, на мой взгляд, именно такие струны для домры сейчас разрабатывает фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®, применяя новую технологию Синталь®. Я использую эти струны на двух инструментах – работы мастера В. Хромова 1994 года и мастера А. Ивличева 1971 года.

В феврале 2009 года впервые поставила синталическую третью струну «МИ», а в начале 2010 года поменяла и вторую струну «ЛЯ», от чего исчезли досадные «жестяные» призвуки, которые очень упрощают звук этой струны. С двумя синталическими струнами звучание инструментов преобразилось еще больше – их тембр раскрылся, стал более чистым, академичным, стало очень приятно играть кантилену. При всей своей чуткости струны оказались довольно прочными.

К сожалению, есть у них и недостатки. Первые несколько дней после установки они недостаточно хорошо держат строй, их нужно чаще подстраивать. Сила извлекаемого звука слабее. И, конечно, они требуют несколько иного подхода к звукоизвлечению. Но, привыкнув, подобрав подход к синтали, не возникает желания вернуться к стальным струнам – и по ощущениям, и по звучанию стальные уже кажутся грубыми и примитивными, тогда как синталические ласкают слух не только исполнителя, но и окружающих (особенно ни в чем не повинных домочадцев исполнителя, когда он репетирует дома…).

Вера Махан За прошедшие полтора года я играла на струнах Синталь® самые ответственные концерты на лучших сценах Москвы: в Концертном зале им. Чайковского, Светлановском зале ММДМ, Концертном зале РАМ им. Гнесиных, Камерном зале Московской филармонии, Зеркальном зале Государственного института искусствознания, и они ни разу меня не подвели. А самое главное – великолепный звук моей домры отметили и слушатели и коллеги музыканты (не только домристы), некоторые стали интересоваться, на инструментах каких мастеров я играю, какими медиаторами.

Никто и представить не мог, что все дело в необычных струнах. Конечно, качество звука достигается, прежде всего, работой музыканта. Но сегодня, когда многие домристы в совершенстве овладели техникой, и стало сложно удивить слушателя высокими темпами исполнения и сложнейшими техническими приемами, настала пора уделять более пристальное внимание красоте и качеству звука. Использование синталических струн помогает в этом, приближая звучание домры к признанным академическим инструментам по благородству и красоте звука».

Балалайка альт в квартовом строе (ми-ля-ре): Виктор Зелёный (заслуженный артист РФ, профессор, зав. кафедрой народных инструментов КГАМиТ), Владимир Аверин (заслуженный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов КГАМиТ)

«[…] Струны фирмы «Господин музыкант» Синталь® для балалайки альт значительно улучшили общее и частное звучание инструмента. Тембр всех трёх струн — полный и насыщенный, тон — мягкий и благородный. Струны позволяют по-иному смотреть на данный инструмент с точки зрения профессионального исполнительства: балалайка альт в новой ситуации может не только значительно украсить оркестровое и ансамблевое звучание, но и превратиться в сольный музыкальный инструмент со всеми вытекающими из такого заключения последствиями.

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Народно-инструментальное искусство на рубеже ХХ-ХХI веков» (26-28 ноября 2010, г. Красноярск) единогласно поддержали новинку».

Рекомендации по эксплуатации струн Синталь®

Струны имеют особенности использования с учетом состояния инструмента и его конструкции. При соблюдении нижеперечисленных правил эксплуатации срок службы струн Синталь® сопоставим с традиционными стальными.


  1. Повсеместно называемых «жильными», несмотря на то, что изготавливаются из кишок животных, главным образом овец.
  2. Фирма основана бывшим сотрудником струнного цеха БТ профессиональным музыкантом Дмитрием Бабиченко.
  3. К сожалению, легендарный цех БТ прекратил существование осенью 2006 г.
  4. Витые струны без шелка обладают более ярким звуком, который в том числе хорошо гармонирует со звуком «голых» струн домры малой.
  5. Особенностью технологии является применение двухслойной обмотки – ленточной в нижнем слое и круглой в верхнем.
  6. Волокна такого типа используются при производстве корпусов ракет и бронежилетов.
  7. На фирме ГМ® были изучены разные волокна производства Японии, США и России, и, к гордости нашей науки, именно отечественный материал оказался наиболее пригодным для производства струн.
  8. От сочетания слов «синтетика» и «сталь» и родилось название Синталь®.
  9. За разработку комплекта Синталь® для классической гитары фирма ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома крупнейшей в России специализированной музыкальной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.
  10. Наибольший вклад в создание комплекта для альтовой домры внесли музыканты из северной столицы Екатерина Ломова и Светлана Смоляр.
  11. Единственное исключение – экспериментальные струны для квартовой балалайки альт (строй МИ-ЛЯ-РЕ), разработка которых идет в содружестве с заслуженным артистом РФ Владимиром Авериным, профессором кафедры народных инструментов КГАМиТ (г. Красноярск).
  12. Владимир Андрианович принимал участие в работе над струнами Синталь с 2005 по 2008 год.