К 95-летию со дня рождения Михаила Федотовича РОЖКОВА

Из книги А.В. Афанасьева о М.Ф. Рожкове "Балалайка – жизнь моя"
Москва, 2008

Фотогалерея

Михаил Федотович РОЖКОВ С.Ю. Губин, глава управы района Преображенское:

Мы гордимся тем, что в нашем районе живет Михаил Федотович Рожков, звезда первой величины, жемчужина русского искусства, великий музыкант, всю жизнь пропагандирующий безграничные возможности исконно нашего, народного, инструмента – балалайки. Рожков! Известнейшее в стране и за ее пределами имя. Блестящий музыкант, обладающий невероятным даром извлекать из трех струн столько огня, страсти, певучести. Мое поколение воспитывалось на замечательных фильмах «А зори здесь тихие...», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», где звучала балалайка Рожкова. Забыть ее голос было невозможно. Можете представить себе мои чувства, когда я узнал, что Михаил Федотович Рожков живет в Преображенском! Мы часто встречаемся с Михаилом Федотовичем. Рассказчик он не менее замечательный, чем исполнитель. Недаром музыкальную часть своих выступлений успешно перемежает с разговорной! Он обладает удивительным чувством юмора, как, наверное, и положено гениальному человеку: он многогранен в своих талантах. Он прошел всю войну, имеет фронтовые награды. Жизнь Михаила Федотовича – удивительный путь к высокому искусству. Его, родившегося в знаковом 1918-м, не тронули суровые ветры нового времени. Голод, репрессии и пули обошли стороной. Судьба хранила Рожкова от бед. Берегла как народное достояние!

Мы думаем о создании музея Рожкова. В его коллекции собраны подлинные раритеты – балалайки, концертные афиши с легендарными именами, огромное количество уникальных фотографий, запечатлевших мастера с не менее именитыми поклонниками его искрометного таланта. Михаил Федотович полон сил, душевного подъема и грандиозных планов, и он очень хочет, чтобы это наследие принадлежало всем любителям музыки.

На сцене – народный артист России Михаил Рожков. Он выходит радостный, улыбающийся. Глаза всего зала прикованы к нему, а он всем своим видом показывает, как он любит этих зрителей, как любит балалайку, искусство, жизнь. Прошедший через испытания судьбы и невзгоды, он заражает всех своим оптимизмом. Как будто дерзко бросает вызов: "Я немолод, но я выстоял, и я радуюсь жизни! У меня в руках русская балалайка. Меня часто спрашивают, почему я не изменил ей и прожил с этим инструментом всю свою жизнь. В ней особая теплота. На балалайке я могу вызвать слёзы грусти и слёзы радости. В балалайке есть секрет души русского человека, в ней так много ещё непознанного, ещё нераскрытого... Я хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли в своей жизни кусочек времени и посвятили его тоже балалайке, которую мы сегодня будем слушать". И он начинает играть. Это "Светит месяц" – демонстрация всех технических возможностей балалайки. "Бряцание!.. Тремоло!.. Пиццикато!" Очень эмоционально называет он все приемы игры, вызывая улыбки в зале, никого не оставляя равнодушным. Кажется, весь зал сейчас принимает участие в его игре, переживая вместе с ним каждый новый поворот в музыке. "Трудное место!.. А сейчас – ещё труднее!" И с замиранием сердца все следят за мельканием его пальцев по грифу, как будто играют вместе с ним. Ни на секунду не даёт он залу заскучать. "Ой! Глиссандо!.. Она сама играет!" Очень артистично преподносит он очередной трюк, играя вариацию одной левой рукой. Единым вихрем проносятся все вариации, оставляя после себя ореол восхищения и гордости за наш национальный инструмент – русскую балалайку. Буря аплодисментов. Слушатели ещё только находятся под впечатлением удали и размаха народного веселья, а Рожков – уже в новом образе. Это лирическая страничка концерта, и зал постепенно затихает. "Сейчас мы сыграем старинный русский романс "Я встретил Вас". Вы знаете историю любви Тютчева к Амалии Лерхенфельд? Она в последнем письме так обращалась к подруге: "Милая, не стало нашего Фёдора Тютчева, да и нас не станет, но люди вечно будут помнить и повторять бессмертные строки великого русского поэта – Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь. И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. Ради, во имя любви я многое делал. Я учил концерты, учил пьесы, порой подталкиваемый чувством. Любовь движет нами"... Он начинает играть. Прикасается к струнам. Сколько оттенков человеческого чувства находит он в этой известной мелодии! То необыкновенно певуче, то с надрывом звучит в его руках балалайка.

Потом он начинает рассказывать о балалайке, об основателе Великорусского оркестра В.В. Андрееве – и его сценический образ снова меняется. Властно, с гипнотической силой артист внушает им, насколько это важно, чтобы народ знал и любил свою национальную культуру. Приводит в пример огромный успех Андреева в начале XX века и спрашивает, почему теперь люди так равнодушны к своим корням. Звучит Полька-мазурка Андреева. Сколько изящества и благородства открывает в ней музыкант! "Сегодня нет дороже сувенира, чем русская балалайка. У нас полно иностранных гостей. Они покупают русские балалайки за свои фунты, марки, йены, доллары... Всё скупили, нам теперь играть не на чем. Но главное, что они потом придут – хорошо ко мне – а вот к вам придут? Что вы будете делать? С улыбкой, пожалуйста, объясните им, что у нас на балалайке три струны, и покажите, как на ней извлекаются звуки". Звучат эффектные миниатюры зарубежных композиторов: Чардаш Монти, Полька "Трик-трак" Штрауса... Рожков смело бросается навстречу "опасностям" в игре – и преодолевает их с невероятной легкостью. Слушатели убеждаются, что балалайка – инструмент с богатыми техническими возможностями, если она находится в руках профессионала.

"Братцы! Жизнь прекрасна, когда наполнена творческим, интересным, любимым трудом. Играть до 80 лет – это нелегко, но это почётно, дай Бог каждому. Жизнь у меня была трудная, но сейчас я счастлив. Я многого достиг из того, чего хотел". И снова перед нами шутливый балагур-весельчак. Он любуется своим инструментом, бахвалится своими умениями – и постоянно удивляет своих слушателей. Продолжая играть, он неожиданно запевает частушку:

"Ты меня за что ударил балалайкой по плечу? Я тебя за то шарахнул: Познакомиться хочу! Я вам должен сказать, что юмор и балалайка, народные инструменты – родные братья. Мы же произошли от скоморошества... А про себя я такие частушки пою: Все робята поженились – для меня невесты нет. Вот хожу теперь в робятах до семидесяти лет. А вот в миноре, лирическая частушка: Я на речке плаваю со знакомой Клавою. А причалить не могу: с палкой муж на берегу". В зале хохот. Все смеются: и молодые, и старые. Поразительно умение Рожкова управлять мыслями и чувствами сотен самых разных людей, собравшихся в зале. В зрительном зала во время концерта М. Рожкова вы не найдёте ни одного равнодушного лица. Музыкант сильной исполнительской воли, он уверенно ведёт за собой слушателей, и они вместе с ним переживают за концерт целую гамму эмоций.

"Подарили наши композиторы советские много чудесных мелодий. Вот одна из них, прозвучавшая в кинофильме "Тени исчезают в полдень". Оставил нам её, уходя из жизни, лётчик, израненный на войне, – Леонид Афанасьев.

Бывают в жизни мелодии, которые однажды попадут в ваше сердце – и остаются в нём навсегда". И совсем тихо добавляет: "Просьба у меня такая: очень люблю, когда меня хорошо слушают" После безудержного веселья его балалайка снова поёт, и зал слушает, затаив дыхание. Песня "Гляжу в озера синие" – это визитная карточка Рожкова, её содержание великолепно передаётся им через ряд вариаций, стремящихся к мощной кульминации. Проникновенное тремоло и порывистое вибрато, в сочетании с эмоциональным взлётом в каденции создают ощущение непосредственности этого лирического высказывания. "Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву... Зову тебя Россиею, единственной зову. Спроси-переспроси меня – милее нет земли. Меня здесь русским именем когда-то нарекли..."

Величава наша природа, величава русская душа! Тема постепенно тает в верхнем регистре, и на последнем, затихающем звуке артист шёпотом произносит: "Спасибо за тишину".

Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ,
профессор В.Б. Болдырев:

Михаил Федотович – высочайшего класса профессионал, фанат своего дела. Играет – как за душу хватает своей русской натурой, неподражаемостью. Он вырос в Нижегородчине – самой что ни на есть русской земле, и всё это в его игре присутствует. Он берёт своим шикарным звуком, ведь манера звукоизвлечения у него совершенно своеобразная. С технической стороны, с точки зрения профессиональных понятий, он оснащён очень здорово, и это результат его ежедневных занятий. Благодаря Рожкову весь мир знает русскую балалайку.

Михаил Федотович говорит: "Я сольные концерты играю редко, а в сборных концертах мне нужно, чтобы мне хлопали. Если не будут хлопать – меня не пригласят на следующий концерт". Это высказывание о многом говорит: ему нужен весь комплекс поведения на сцене, кроме игры: как он вышел, что он сказал, как он сказал, как он одет – и так далее. На мой взгляд, "Барыню" он играет просто умопомрачительно. В конце пьесы пропевает с юморком: "Жена мужа не боится, жена мужа об забор! Барыня, барыня, сударыня барыня".

"Класс выдающегося педагога Нечепоренко

Мой педагог Павел Иванович Нечепоренко – исполнитель совсем другого, академического направления – очень точно, но не без сарказма охарактеризовал творчество Рожкова: "Рожковщина". Но это действительно рожковщина! У него колоссальное эмоциональное давление на слушателя. В звуке, во всём – давление. Он до сих пор даёт сольные концерты, два года назад я был на его выступлении в Доме учёных. Иногда улыбался: "А, что там! У меня студенты играют и более сложные произведения". Но ведь сыграть так же, как Рожков, не получается! Не хватает каких-то внутренних ресурсов у исполнителя. Мы ведь знаем, как надо играть, и любого научим, а вот не хватает чего-то! Но я ушёл с этого концерта отдохнувшим. Груз жизни был сброшен, как будто я в бане побывал хорошей! Что-то такое есть у него российское, о чем говорят "умом Россию не понять"... Конечно же, он выдающийся артист.

Впервые я увидел Михаила Федотовича в 1966 году, когда поступил в Институт имени Гнесиных. Он играл практически ежедневно на сборных концертах Москонцерта, которые проходили в летнее время в Сокольниках и в Парке культуры и отдыха. В этих концертах выступали такие известные артисты, как конферансье Брунов, певец Юрий Гуляев, Мария Миронова и Александр Менакер. Рожков выступал в сопровождении Георгия Миняева. Это был, конечно, уникальный, блистательный дуэт! Темперамент Михаила Федотовича – и, как контраст, напускная невозмутимость Миняева! Таких ансамблей больше я не слышал.

А первое знакомство произошло в 1967 году. Заведующий Кафедрой народных инструментов Александр Сергеевич Илюхин попросил меня принести ему фотографию Рожкова. Я позвонил Михаилу Федотовичу, и он назначил мне день. В восемь утра! Прихожу я в восемь утра. Михаил Федотович такой бодрый, в спортивном костюме, уже зарядку сделал или пробежку, сидит за столом и собирается завтракать. Я говорю: "Я за Вашей фотографией". А он отвечает: "Нет-нет-нет. Студент, по определению, должен быть голодный. Ты, наверное, ещё не завтракал?" Он усадил меня за стол, и мы с ним позавтракали. А потом мы как-то даже и подружились. Нельзя сказать, что мы постоянно друг к другу в гости ходили, нет, встречи были редкие, но они были. Михаил Федотович – очень добрый и открытый человек. Видимо, жизнь наложила отпечаток, ведь он в детском доме вырос. Очень хлебосольный, очень гостеприимный, очень любит гостей встречать. Когда говоришь с ним – нет никакой натянутости, никакого взгляда свысока. И эти качества он сохранил на всю жизнь.

фронтовое фото Михаила Федотовича РОЖКОВА М.Ф. Рожков родился 30 августа 1918 года в селе Крюковка Нижегородской губернии. Отец – Федот Федорович (1883 г.рожд.). Мать – Варвара Федоровна (1884 г.рожд.). Рос в многодетной семье, был младшим из семи сыновей. В 1925 году Михаила направили в Дом пионеров, где он начал играть в самодеятельном оркестре народных инструментов и научился играть почти на всех народных инструментах. В 1934 году Михаил отправился в Ленинград поступать в Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского, где начал заниматься на 4-струнной домре, но услышав как играет на балалайке Павел Нечепоренко (в то время тоже студент училища) буквально заболел балалайкой, и на следующий день перевелся в класс балалайки к В.И. Домбровскому. В 1939 году, окончив училище, М.Ф. Рожков приехал в Москву и поступил в Красноармейский оркестр ЦДК, где работал вначале солистом-балалаечником, а потом – дирижером оркестра. В время войны оркестр нередко выступал прямо на передовой.

В 1946 году Михаил Рожков вместе с Г. Быковым создали дуэт балалаек. Дуэт выступал на самых престижных сценах Москвы, записали пластинку. В 1948 году М. Рожков поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Он занимался в классе у А.С. Илюхина, который понимал, что Рожков талантливый музыкант и никогда не подавлял творческую свободу студента. Одновременно с учебой продолжалась интенсивная концертная деятельность. В свои программы М.Ф. Рожков включал русские народные песни, классику, произведения современных композиторов, обработки популярных советских песен. При этом, каждое выступление непременно сопровождалось интересным и увлекательным рассказом об истории инструмента. Однажды М.Ф. Рожкова услышал Л.О. Утесов, был в восторге, назвал его "гением балалайки". Благодаря поддержке Утесова Рожков попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках.

Михаил Федотович РОЖКОВ с Георгием Миняевым

Большую роль в жизни М.Ф. Рожкова в этот период сыграла встреча с замечательным гитаристом Георгием Ивановичем Миняевым. В 1958 году они создали первый профессиональный дуэт балалайки и гитары и 15 лет проработали вместе, выступали по всему Союзу, были во многих зарубежных странах: почти во всех странах Европы, в Африке, в Японии и Америке. Без выступлений М.Ф. Рожкова в те годы был немыслим ни один из главных концертов в Москве. Его постоянно приглашали на выступления в Посольствах США, Италии, Франции, Польши, Испании, многих других стран. Балалайку М. Рожкова можно услышать в более чем пятидесяти фильмах, среди них "Василий Андреев", "Война и мир", "Течет Волга", "А зори здесь тихие...", "Простая история".

Михаил Федотович Рожков – народный артист России, лауреат I Всероссийского конкурса мастеров эстрадного искусства, академик Международной театральной академии. Кавалер орденов: "За заслуги перед Отечеством" III степени, ордена Петра Великого и Андрея Первозванного. В 1998 году ему присвоено звание профессора гуманитарного факультета МАТИ имени К.Э. Циолковского.

Концерт – всегда праздник для Михаила Федотовича РОЖКОВА