Некоторые факты из истории балалайки в Германии

Воспоминания Хайко Вайсмана, бывшего ученика Михаила Игнатьева

Балалайка имеет в Германии многолетние традиции. После её возрождения в России В.В. Андреевым в конце XIX века она заняла важное место на российской музыкальной сцене, а после Октябрьской революции, вследствие «белой» эмиграции, получила распространение и в Западной Европе.

Первый мой контакт с балалайкой произошёл в немецком молодёжном движении. В 10-летнем возрасте я поступил в группу скаутов, где самым важным инструментом была гитара. В других группах играли на скрипке, мандолине, блок-флейте, а также привезёнными дедами из Греции бузуки, или саз из Турции. В группах народного танца тон, конечно, задавал аккордеон. В наших походах, полных приключений и удовольствий, пелись песни, которые мы ассоциировали с приключениями – песни о пиратах, разбойниках и казаках. Мы пели их на языке оригинала, совершенно не понимая смысла, или с вновь придуманным текстом. Так из «Катюши» получилась песня об атамане разбойников Нагеле, который жил в Пагановском лесу. Помню, как нас поразили концерты хора донских козаков под руководством Сергея Ярова. Этот коллектив был образован в 1921 году, в 30-е годы часто концертировал в Берлине, а в начале 2-й мировой войны переехал в США. С конца 40-х до 1982 года хор регулярно выступал во многих странах мира, в том числе и в Западной Германии. В отличие от донских казаков, которые пели а-капелла, в группе скаутов существовал гитарный аккомпанемент. Нотной грамотой мы не владели, но, несмотря на это, некоторые ребята хорошо играли на гитарах и пели на 3 голоса. Балалайка (6 стальных струн – громкая!) с её высоким тембром была прекрасным музыкальным дополнением. Её легко можно было брать в многодневные походы. Ну и научиться играть три аккорда, которые требовались для песен, не составляло большого труда.

Инструменты гитарного мастера Хопфа, на которых мы в то время играли, не дотягивали по качеству даже до балалаек фабрики Луначарского, не говоря уже о мастеровых инструментах из России, которые мы увидели намного позднее. В дальнейшем хорошие инструменты появились и в Германии. Пауль Фишер и Вальтер Фогт сделали множество прекрасных балалаек, которые по-прежнему звучат в Европе и США, а Андреас Гердт уже много лет успешно конкурирует с русскими умельцами.

Возвращаясь к возникновению балалайки в Германии, отмечу, что после Великой Октябрьской революции в Западной Европе стали возникать балалаечные ансамбли и даже целые оркестры. И не только в Париже или Лондоне, а, например, в Берлине в это время был образован «Великорусский оркестр балалаек» под руководством Евгения Зверькова, в котором солистом был известный в то время виртуоз Владимир Степанович Погорелов (1884-1951). Кроме того, во многих городах Германии появились ансамбли, состоящие из русских и немецких любителей балалайки, в которых русская народная музыка разучивалась в основном по слуху, или по цифровой системе.

Самым знаменитым представителем балалайки в Германии до 90-х годов 20-го века был Михаил Игнатьев (1910-1991). Маленьким мальчиком он уехал в Германию в 1918 году, а в 1924 начал брать уроки балалайки у своей приёмной матери, которая играла в ансамбле балалаек г. Штуттгарта. Уже через год он стал полноправным членом этого коллектива, продолжая самостоятельно совершенствоваться по вышедшей в 1905 году в издательстве «Циммерман» школе игры на балалайке Владимира Насонова.

И заиграл так, что поразил своим мастерством знаменитых балалаечников Владимира Погорелова и Валериана Шумакова, ставшими его наставниками и друзьями. В 1927 году Михаил Игнатьев сыграл свой первый сольный концерт с фортепиано. В 1930 году ещё до наступления совершеннолетия (по немецким законам) он лишился должности бухгалтера на фирме, объявившей себя банкротом. Благодаря этому Михаил Игнатьев смог полностью посвятить себя своей мечте – балалайке, верным которой он остался до конца своих дней. 18 февраля 1931 г. состоялось его выступление в качестве солиста с симфоническим оркестром Южнонемецкого Радио (г. Штутгарт), 29 апреля 1931 г. в 19:30-20:00 (лучшее эфирное время) – сольный концерт на Баварском радио. По моим сведениям, Михаил Игнатьев был первым исполнителем на балалайке в мире, записавшим сольную пластинку (1935 г.) и выступившим на радио и телевидении (Берлин, 1936 г.). В 1943 году Михаил Игнатьев написал «Школу игры на балалайке», которая вышла в печать в 1951 году. Среди композиторов, посвятившим ему свои произведения, были Алексей Давыдов, Александр Гречанинов, Оскар фон Пандер, Владимир Погорелов, Цезарь Брэзген и другие.

В 1978 году известный скрипач Михаил Гольдштейн написал о Михаиле Игнатьеве книгу, в которой много интересных фактов об истории развития балалайки в Германии. Интересно, что методическая работа велась не только Игнатьевым. Так, в 1962 году в Германии была опубликована «Фольклорная Школа игры на балалайке» Кая Крахта (1940-2011), энтузиаста балалайки и участника немецкого молодёжного движения.

Балалайка и в настоящее время остаётся диковинкой на немецкой сцене. Хочется отметить несколько исполнителей, живущих в Гемании, которые идут своим особенным путём, обогащая музыкальную палитру страны. Это балалаечник Александр Паперный (Гамбург), играющий в ансамбле с различными инструментами и записавший несколько CD в разных музыкальных жанрах, а также Лев Злотник (Дюссельдорф) – руководитель первого и единственного в Германии детского оркестра русских народных инструментов «Дружба», который был создан в 1976 году Иоханнесом Шмидтом. Несомненно, достойны внимания исполнители на балалайке Юлия Кремер (Швэбиш-Халь), Инна Охтень (Линц-Австрия), Роман Ортнер (Эркрат), Игорь Кушниренко (Берлин) и многие другие. Балалайка в Германии живёт и развивается!