Мандолина: новая жизнь в ярких красках

Мандолина: новая жизнь в ярких красках Романтический период по праву называют самым ярким веком мандолины. Ни в какую иную эпоху инструмент не был раскрыт столь многопланово и разносторонне. Яркая вспышка популярности инструмента охватила в удивительно короткие сроки все слои общества, начиная от простого сельского жителя, заканчивая монаршими особами. Будучи фольклорным инструментом итальянских провинциалов, мандолина в кратчайшие сроки проникла в буржуазную и аристократическую среду, завоевала одобрение профессиональных музыкантов, в конечном итоге встав в один ряд с классическими инструментами.

Этот взлет еще более изумляет тем, что в предыдущие несколько десятилетий такого никто не мог себе вообразить. Предшествующий период, начавшийся в первой половине и продлившийся до начала второй половины XIX века, нельзя назвать благосклонным к мандолине. В эти годы ей уделялось слишком мало внимания со стороны музыкантов и композиторов. Взор музыкантов был обращен на инструменты, которые в этот период главенствовали. Возможно, камерные жанры, в которых мандолина находила свое претворение в предыдущие эпохи, отчасти потеряли свою актуальность на фоне интереса к крупным музыкальным формам периода романтизма. Однако она оставалась в контексте общего культурного пространства и продолжала свое существование, с большей или меньшей степенью следуя исторической и художественной эволюции. Подобное затишье можно охарактеризовать как короткую передышку и аккумуляцию сил и идей для появления вновь на культурно-исторической сцене нового времени. С 1860-х годов вступает в силу новая и, пожалуй, самая яркая эпоха истории инструмента – эпоха романтической мандолины.

В эпоху романтизма очень важен сам факт эволюции в сфере инструментария. Музыкальные инструменты – важнейшие средства и материальные свидетельства поисков того, без чего нет музыки: нового выразительного звучания, которое несет в себе ощущение жизни эпохи.

В XIX веке происходит очередная индустриально-техническая революция, ознаменовавшаяся значительным подъемом в области изобретений и усовершенствований в научных и технических сферах. Наиболее зримо это отразилось на самих музыкальных инструментах, которые, согласно тенденции, стали объектами технических экспериментов, разработок и усовершенствований.

Инструменты XVIII века – века рококо и классицизма – были призваны услаждать слух. Сочинения для них, как правило, отличались камерностью галантного стиля. В XIX веке ситуация меняется: яркая драматургия сочинений – с одной стороны, большие концертные площадки, повлекшие за собой привлечение широкой слушательской аудитории, с другой – все это требовало иных красок, динамической насыщенности, расширения экспрессивных возможностей инструментов. Поэтому уже в начале века исполнители и музыкальные мастера ищут пути их совершенствования, создают новые конструкции и модели.

Первым из инструментов, модернизировавших свой облик, был рояль. Еще в классическую эпоху специально для Бетховена Джоном Бордвудом была заменена старая клавесинная рама на более мощную, способную выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивать большую громкость звучания. В период романтизма, все с той же целью, рама стала чугунной, добавились педаль громкости, механизм репетиции, стали использоваться более толстые струны.

Скрипка так же быстро подхватила новую волну и подверглась целому ряду акустических экспериментов, вплоть до изменения ее формы Феликсом Саваром, сделавшим трапециевидную скрипку, предполагающей независимость акустической характеристики струнно-смычкового инструмента от конфигурации его корпуса. Музыкантами подобные эксперименты были встречены тепло, однако со стороны исполнителей была занята консервативная позиция, благодаря чему скрипка все же оставляет свои традиционные характеристики. В свете подобных кардинальных новаторских идей были приняты и реальные усовершенствования, касающиеся струн, смычка, размеров инструмента.

Мандолина: новая жизнь в ярких красках Мандолины середины XIX века мало чем отличались от своих предшественников. За исключением некоторых нововведений, например таких, как увеличение диапазона путем наклеивания дополнительных ладов на деке инструмента; в остальном все оставалось по-прежнему. И, несмотря на то, что инструмент вследствие утраты своей популярности начиная с 1815-го года почти исчез с рынка производства инструментов, некоторые музыкальные мастера все же изготавливали мандолины по моделям предыдущих времен, сохраняя традиции и, в некоторой степени, предвосхищая ее скорую эволюцию. По сравнительной статистике в книге Стивена Морея «Мандолины XVIII века» к XIX веку прослеживается тенденция к увеличению количества ребер корпуса, количества ладов и увеличению глубины и ширины инструмента. В качестве примера можно привести мандолину из частной коллекции анонимного французского мастера из региона Мирекур1.

Этот инструмент датирован приблизительно 1850-м годом. Очевидно, что это копия неаполитанской мандолины, в основном сохранившая черты итальянских инструментов XVIII века. Так, сразу привлекает внимание небольшой размер инструмента, аналогичный размерам неаполитанских мандолин. Дека выполнена более просто и не украшена многочисленными перламутровыми инкрустациями, но визуально напоминает итальянские инструменты: резонаторное отверстие, хотя и меньшего размера, очерчено круговыми линиями, оптически создающими иллюзию расширения; сохранена традиция и форма врезных вставок между голосовым отверстием и подставкой; излом деки за подставкой имеет совсем небольшой угол. Так же и колковая коробка с колками не подверглась никаким изменениям, и сохранила свою форму и деревянную конструкцию. Сохранена и манера украшать колковую коробку костяными кнопками по ее боковой стороне.

Однако на этом инструменте можно заметить и новшества, отличающие его от своих предшественников. Основное изменение коснулось грифа. Возможно, это было первым веянием новых изобретений итальянских мастеров. Заметно увеличение его ширины, что не свойственно предшествующим инструментам. Накладка на грифе, выполненная из черного дерева, проходит над декой инструмента и заканчивается почти у резонаторного отверстия. Таким образом, гриф представляет цельную пластину, от начала и до конца, в отличие от более старых инструментов, где гриф плотно прилегал к корпусу, а возможность исполнять высокие ноты достигалась путем наклеивания деревянных ладов на деку. Можно предположить, что подобное нововведение повысило качество звука инструмента в его высоком регистре. В целом, несмотря на изменения, инструмент сохраняет свою историческую форму и выглядит гармонично и пропорционально.

Мандолина: новая жизнь в ярких красках Похожую ситуацию, но с некоторым опережением, примерно в полтора десятка лет, можно проследит и в самой прогрессивной и плодотворной для мандолины стране – Италии.

Представитель неаполитанской фамилии музыкальных мастеров Виначчиа, которая играла важнейшую роль в судьбе мандолины, – Гаэтано Виначчиа (1759-1831) следовал вековому семейному ремеслу, продолжая делать мандолины вплоть до своей смерти в 1831-м году. Его мандолины выполнены в традиционной манере неаполитанских инструментов XVIII века и, являясь лучшими образцами мандолин классического периода, никаких признаков надвигающейся романтической эпохи не имеют.

Его сын Паскуале стал первым, кто уловил дух времени и пошел по пути развития других инструментов. Он сделал мандолину более современной, больше соответствующей концертирующим артистам. Повсеместная модернизация инструментов оказала свое влияние на Паскуале Виначчиа, и он в 1835-м году кардинально изменил мандолину. Новаторство Паскуале заключалось не столько в изобретении собственных уникальных находок, сколько компиляции и фиксации достижений в изготовлении мандолин и других родственных инструментов своих предшественников и современников. Вышедшая из мастерской Паскуале Виначчиа мандолина выявляет разительные отличия от мандолины классической, которые очевидны при первом же визуальном сравнении.

Мандолина: новая жизнь в ярких красках На новом инструменте Паскуале Виначчиа и ему подобных была увеличена длина и ширина грифа, чья конструкция также видоизменилась: гриф приобрел накладку из прочной породы дерева2, которая теперь в верхних регистрах стала проходить над декой. За счет этого нововведения было увеличено активно используемое количество ладов до семнадцати, в отличие от привычных двенадцати3 у старых инструментов, в результате чего увеличился диапазон инструмента до «ля» третьей октавы. Для достижения более объемного резонанса был расширен и углублен корпус инструмента и увеличен размер инструмента в целом. Теперь его общая длина достигала приблизительно шестидесяти двух сантиметров. Количество клепок не сильно изменилось и исчисляется в данном случае тридцатью пятью к тридцати на старом инструменте. Струнодержатели на основании корпуса стали металлическими. Такой корпус смог выдержать натяжение металлических струн, также ставших новшеством конструкции инструмента. Новая система колков также принадлежит Паскуале Виначчиа: на смену простым деревянным колкам пришла механика, принцип которой был заимствован у существующей механики гитары. Такая механическая система смогла выдерживать сильное натяжение струн, исключала вероятность соскальзывание струны и спонтанное выпадение колка. Она позволяла точнее настраивать инструмент, что являлось весьма существенным для мандолины, имеющей парные струны, строящиеся в унисон. Также это давало возможность достигать музыкантам более громкого звука, этого требовала музыка периода романтизма.

Как итог можно заключить, что модернизация Паскуале Виначчиа существенно видоизменила характеристики мандолины, и, как следствие, модифицировала ее практические свойства. Можно взять смелость сказать, что в мир пришел новый, неузнаваемый инструмент, с новой внешностью, новым характером и большим потенциалом.

В эпоху романтизма мандолина появляется в совершенно новом, видоизмененном звучании. Затихли в истории нежные и тихие звуки классической мандолины, забыты изысканные фразы с тонкой артикуляцией. На большую сцену выходит инструмент с сильным звучанием, виртуозными возможностями и певучим звуком. Ему было суждено сотворить новую эпоху.

Лауреат Международных конкурсов,
преподаватель РАМ им. Гнесиных
Александра Скрозникова

Литература:

  1. Зильберквит Марк. Рождение фортепиано. Музыкальное издательство П. Юргенсон, 2010 г. 72 с.
  2. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, 2006 г. 720 с.
  3. Morey S. Mandolins of the 18th Century. Editrice Turris, Cremona, 1993.
  4. Sparks P. The classical mandolin. Oxford University Press, 1995.

  1. Регион Mirecourt с XVIII века известен своими мастерскими музыкальных инструментов, впоследствии в XX веке здесь был основан институт музыкальных мастеров.
  2. Для накладки грифа стали использовать такие породы, как красное дерево, палисандр или черное дерево или подобные.
  3. В редких случаях на старых инструментах количество ладов достигало четырнадцати.