Производство национальных инструментов.
Проблемы отечественной индустрии и индивидуальных мастеров

Производство национальных инструментов. Проблемы отечественной индустрии и индивидуальных мастеров «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю: провести в 2014 году в РФ Год культуры», – говорится в указе президента России Владимира Путина.

С чем мы, музыкальные мастера, пришли в этот год и найдём ли мы достойное место в планах чиновников от культуры? Сегодня производство национальных музыкальных инструментов, как и любое другое производство в нашей стране, не находит реальной поддержки чиновников. Вся поддержка приводится к формуле – вам надо, вы и делайте. И на том спасибо. Мы с вами, как «Союз мастеров национальных музыкальных инструментов», много что сделали за последние десять лет. Те шаги, о которых еще только говорят и мечтают мастера смычковых, духовых, клавишных инструментов, мы уже сделали:

Но и в нашем сообществе есть нерешенные проблемы, Отечественное производство струнных щипковых инструментов должно иметь два направления – фабричное, высокостандартизированное, оснащенное современными станками и технологиями производство инструментов для начального обучения и индивидуальное создание мастером-художником высококачественных и высокохудожественных музыкальных инструментов для профессионального исполнительства.

Оба направления имеют ряд серьезных общих проблем. Особенно остро сегодня стоят вопросы, относящиеся к организации производства, отсутствию стандартов комплектующих и размеров инструментов, старению персонала, подготовке молодых кадров. В стране нет ни одной государственной фабрики, а те частные, которые есть, часто предлагают продукцию несоответствующую даже самым низким стандартам качества советского периода. Это, в свою очередь, связано с невысоким уровнем культуры производства, личного самоконтроля и отсутствием экспертных комиссий по приемке инструментов.

Сегодня в России при создании струнных щипковых инструментов для профессионального обучения и исполнительства используются технологии XIX века. В связи с индивидуальным характером производства высококачественных и высокохудожественных профессиональных музыкальных инструментов и отсутствием качественных стандартизированных комплектующих (механика, крышка головки, головка, накладка грифа и т.д.) требуется наличие большого количества профессиональных навыков для выполнения разнообразных технологических операций одним мастером. Отсутствие стандартов комплектующих, размеров инструментов и их составляющих является причиной того, что не только инструменты разных мастеров, но и инструменты, производимые одним мастером, отличаются габаритами корпусов – количеством клёпок, наклоном задинки, размерами грифа, высотой струн над ладами, и самое главное – различными характеристиками тембра.

Все эти проблемы связаны с тем, что в России никогда не было профессиональной школы мастеров музыкальных инструментов как института. Мастера передавали друг другу знания из рук в руки, начиная с приезжих французов и немцев, затем первые отечественные – Иван Батов, Владимир Васильевич Иванов (ученик Кителя). С 80-х годов XIX века начинается бурное развитие национальных музыкальных инструментов, основанное на опыте скрипичных и гитарных мастеров В.В. Архузена, Ф.С. Пасербского, фабрик музыкальных инструментов Ю.Г. Циммермана, И.В. Серебрякова, товарищества «Винокуров, Зюзин, Синицкий» и др. До революции выпускалось одних только балалаек около 200 тысяч в год. Затем советский период, когда мы гнались за количеством, а не за качеством. Но положительным фактом этого времени стало то, что республики, входящие в СССР, стали развивать свою национальную культуру и, обращаясь к опыту российских мастеров, усовершенствовать национальные музыкальные инструменты. А.К. Гинзбургом была создана Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов, а в 1974 году Главк Росмузпрома решил организовать на МЭФМИ надомное производство по изготовлению высококачественных струнных народных инструментов для профессионального исполнительства. Идея организации надомного производства инструментов высокого класса: домр, балалаек, гитар и объединения для этой цели опытных талантливых мастеров-умельцев, проживающих в деревнях Московской области, родилась в результате огромного спроса солистов, профессиональных и самодеятельных музыкальных коллективов, музыкальных и культурно-просветительных учебных заведений, остро нуждавшихся в инструментах высокого качества, необходимых для концертной деятельности. Однако качество сольных народных инструментов, на которых они играли, резко отставало от их исполнительского мастерства. Музыкальная промышленность Российской Федерации не производила такие инструменты, которые отвечали бы возрос-шим требованиям профессиональных музыкантов. Сольные и оркестровые народные инструменты, созданные мастером С.И. Налимовым под руководством В.В. Андреева, а также инструменты советских музыкальных мастеров старшего поколения братьев Буровых, Сотского, Савицкого, Грачева, Старикова оставались непревзойденными, уникальными.

В августе 1974 года А.Н. и С.Н. Лачиновы отправились в деревню Шихово Одинцовского района Московской области, где музыкальное ремесло передавалось из поколения в поколение, из рода в род, и там начали вести работу по привлечению мастеров-умельцев к работе в качестве надомников на Московской экспериментальной фабрике. Первыми, кто поддержал эту идею, были Федор Ильич Симаков и его племянник Борис Иванович Симаков. А затем и все представители династий Симаковых, Стариковых, Шибаловых. К сожалению, эта фабрика, как и все остальное, связанное с музыкальной промышленностью в нашей стране, исчезло в конце XX века.

Производство национальных инструментов. Проблемы отечественной индустрии и индивидуальных мастеров Сегодня квалифицированные мастера имеют предпенсионный и пенсионный возраст. Потеря квалифицированных рабочих столярных и слесарных специальностей сказалась и на потере молодого поколения мастеров-изготовителей в индустрии производства национальных инструментов а подготовка мастера-художника предполагает годы обучения.

Для сохранения и развития мастеровых традиций, передачи опыта в 2005 году была зарегистрирована некоммерческая организация «Союз мастеров национальных музыкальных инструментов». Учредителями стали Ростовская, Уральская, Астраханская консерватории, фирма «Господин музыкант» и «Мастерская Валерия Гребенникова». Это объединение преодолевает разобщенность мастеров, живущих в различных городах страны, и практически решает задачи, связанные с изготовлением инструментов. «Союз мастеров» помогает мастерам в приобретении различных материалов для профессиональной работы, налаживает связь с фирмами-поставщиками комплектующих изделий, организует производство струнных народных инструментов для начального обучения, проводит работу по воспроизведению уникальных национальных технологий изготовления музыкальных инструментов, возрождению забытых профессиональных приемов.

В этом году «Союз мастеров» провел уже IX Всероссийский конкурс мастеров национальных музыкальных инструментов в рамках XI Международного фестиваля «Созвездие мастеров». Мы продолжаем сотрудничество мастеров и музыкантов в создании инструментов с выдающимися музыкальными качествами. Всего в Российской федерации постоянно работает около 120 профессиональных мастеров во Владивостоке, Хабаровске, Алтайском крае, Красноярском крае, Екатеринбурге, Ижевске, Астрахани, Ростове-на-Дону, Курске, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Но, к сожалению, из 46 зарегистрировавшихся участников конкурса только четверо моложе 30 лет. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности «Союза мастеров» является передача опыта молодым педагогам, делающим только первые шаги в своей профессии. В 2006 году мною разработана программа «Основы ремонта и реставрации русских народных инструментов» и на базе колледжа при МГИМ им. Шнитке организован учебный курс, в процессе которого молодые исполнители и будущие педагоги получают необходимые знания и навыки по эксплуатации народных инструментов.

Поскольку даже при мануфактурном производстве струнных щипковых музыкальных инструментов основным фактором является человек-мастер, то главной проблемой становится создание школы мастеров национальных музыкальных инструментов. Такие школы есть в Польше, Германии, Италии. В рамках Международного конкурса им. П.И. Чайковского проводился и конкурс мастеров смычковых инструментов, где российских участников, из-за схожести наших проблем, не было даже в «дипломантах». Для успешной работы мастеру музыкальных инструментов необходимы знания во многих смежных специальностях: он должен уметь рисовать, чертить, моделировать, резать по дереву, понимать химические процессы, обрабатывать металл. Эти фундаментальные знания и навыки начинающий мастер может получить только из рук опытного мастера-художника во время 3-5 годичного обучения мастерству и тем технологическим приемам, которые часто называют «секретами». Такую «Школу мастеров» можно организовать, используя немецкий или итальянский опыт, при музыкальном Вузе, возможно, в РАМ им. Гнесиных.

Потребители нашей продукции, в первую очередь представители концертных и учебных организаций, должны иметь подробную информацию о возможностях отечественной индустрии. На данный момент большинство пользователей имеет ограниченное представление о производителях инструментов, назначении тех или иных моделей, ценообразовании в индустрии, а также не знает, как составить правильную спецификацию, выбирать инструменты, общаться с производителями и работать в условиях системы государственных закупок. Неумение и нежелание отстаивать свои потребности в качественных инструментах соответствующего типа, а также ориентация руководства культуры на экономическую сторону вопроса приводят к неэффективному использованию выделенных на закупку денежных средств. Но более всего к неэффективному расходованию денежных средств, приводит жадность чиновников, в руках которых распределение денежных средств, отпущенных на закупку музыкальных инструментов для учреждений культуры. Закон о государственных закупках должен быть написан потребителями и направлен на закупки качественных инструментов у их производителей, а не у перекупщиков. На практике же мы постоянно встречаемся с тем, что кто-то вначале выигрывает тендер, порой с падением в цене на 50-70 процентов, а потом ищет, где взять инструменты для выполнения контракта. Или, если тендер выигрывает не «свой» для чиновника поставщик, то этот конкурс и вовсе могут отменить. Противостоять этому произволу «государственных людей» заказчики не в состоянии. До сих пор в нас сидит холопская психология, не позволяющая нам сказать «нет» тем «музыкальным дровам», которые вроде бы в «подарок» закупают для наших учебных заведений чиновники. За эти же деньги руководство школ могло бы купить качественные профессиональные инструменты у производителей самостоятельно. Но, конечно же, есть и позитивные примеры. Недавно поставлял в Челябинск балалайки и домры и увидел пример государственного подхода к закупкам для региона со знаком «плюс». Там чиновники изучили рынок, лично переговорили со многими поставщиками, создали приемочную комиссию из высокопрофессиональных музыкантов. В итоге музыкальные школы получили инструменты, соответствующие их ожиданиям, хотя мне и пришлось сделать много незапланированной работы по доводке этих инструментов и даже лично присутствовать при приемке, но я получил удовлетворение от сделанного.

Проблем и неотложных дел множество. Это структуризация «Союза», помощь молодым мастерам, централизованные закупки материалов для производства, проведение мастер-классов и многое-многое другое.

РАБОТАЕМ!

Валерий Гребенников