О мастерстве изготовления балалайки

Выступление В.В. Гребенникова 29.03.2001 г. на научно-практической конференции «Оркестры русских народных инструментов в новом столетии. Проблемы, перспективы», организованной кафедрой народных инструментов РАМ им. Гнесиных, руководитель - народный артист России, академик РАО, профессор С.М.Колобков

Я хочу поблагодарить уважаемого Сергея Михайловича за такое значительное представление меня залу. Мастер. Мастер чего? Изготовления балалаек? Представьте себе, если бы я играл перед вами концерт и ведущий объявил: «Играет мастер...» Вы бы про себя усмехнулись, и каждый подумал: «Ты нам сыграй, а мы уж сами решим, какой ты мастер». И вот здесь мне хотелось бы определиться с терминологией. Мы ремесленники. А название профессии ремесленника всегда происходило от того ремесла, которым он занимался. Человек, делающий сапоги, — сапожник, кующий железо, — кузнец, а строящий балалайки, — мастер? Мне кажется, он балалаечник. Иногда заглянешь внутрь корпуса инструмента, а там — «музыкально-инструментальный мастер такой-то» или «мастер щипковых инструментов такой-то». Там мастерства еще только на три копейки, и до него путь длиною в жизнь. К сожалению, в последнее время произошла многократная девальвация не только рубля, но и понятия «мастер». Каждый взявший в руку стамеску или гаечный ключ — «мастер». А вот действительно мастер — С.И.Налимов рукою В.В. Андреева писал: «Работа С.И.Налимова». А великий итальянец подписывал — «скрипочник Страдивариус».

У нас много нерешенных проблем. И причин тут много. Когда одному видному мостостроителю предложили рассчитать напряжения в корпусе скрипки, он ответил: «Мост через Волгу рассчитаю с удовольствием, а уж за балалайку не берусь. Нет теории». Поэтому у нас один путь — экспериментальная, совместная с вами, музыкантами, работа. Ведь для создания концертного музыкального инструмента одного столярного мастерства недостаточно. Это как бы само собой разумеющееся. Нужны еще уши и идеи. Ведь что было бы, не будь Белобородова — не было бы и Леонтия Чулкова и хроматической гармошки. Не будь Казакова — не было бы и Федора Фиганова и готово-выборного многотембрового баяна. Не будь Андреева — не было бы В.В.Иванова, Ф.С.Пасербского и С.И.Налимова.

А ведь до Андреева были хорошие игроки на балалайке. Это и И.Е.Хандошкин, и В.И.Радивилов, и А.С.Паскин. Но только идеи Василия Васильевича, его неукротимая энергия и преданность балалайке дали такие высокие результаты. Здесь нужно сказать и о ведущих исполнителях на балалайке, которые сейчас, в наше время, уделяют много внимания проблемам построения инструментов. П.И.Нечепо ренко постоянно и требовательно консультирует меня и В.П.Нечепоренко. В.Б.Болдырев дает советы, и через его руки и уши проходят все инструменты Е.Н.Виноградова. А.А.Цыганков работает со многими домристами, и есть ре зультаты этой работы. В.Е.Зажигин сумел заинтересовать известного вертолетостроителя, лауреата Государственной премии М.А.Купфера балалайкой. И, благодаря их многолетней дружбе, Марк Александрович создал 16 прекрасных инструментов, на которых за честь считают играть многие исполнители. И я прошу вас, музыкантов, ставьте перед нами задачи: музыкальные задачи выработки неповторимого тембра балалайки, полетности звука, отзывчивости инструмента.

В 1895 году В.В.Андреев открывает в своем имении в сельце Марьино-Андреевское музыкальную мастерскую. Послушайте, как она называлась: «Мастерская по выработке образцовых концертных инструментов». К тому времени Василий Васильевич уже более 10 лет занимается балалайкой и понимает, что необходим институт образцового концертного инструмента. Как для ее развития, так и для сохранения того незаменимого тембра, который увлек его самого и о котором так высоко отзывался П.И.Чайковский. И сегодня мы имеем неповторимые результаты работы той мастерской-института: инструменты, созданные С.И.Налимовым. Но в 1916 году Семена Ивановича не стало. После него в мастерской работает его ученик и лучший петербургский мастер П.В.Оглоблин. В 1918 году после смерти В.В. Андреева эта мастерская прекращает свое существование. В 1929 году был проведен I Республиканский конкурс мастеров музыкальных инструментов. На балалайке одного из его лауреатов — харьковского мастера С.Пнигирева играет В.Е.Зажигин. И это один из лучших современных концертных инструментов.

Я обращаюсь к Вам, ведущим исполнителям, самым авторитетным музыкантам нашего жанра: настало время возродить идею В.В. Андреева об учреждении института образцового концертного инструмента. В наше время это возможно только как проведение конкурсов музыкальных мастеров в рамках конкурсов исполнителей, на которых членами жюри будут лучшие музыканты и основными критериями оценки будут музыкальные качества инструментов. Тем более, что в России уже есть такой опыт — конкурс им. П.И.Чайковского. В его рамках проходит и конкурс мастеров смычковых музыкальных инструментов. И предлагаю дать ему имя выдающегося мастера, «русского балалаечного Страдивариуса» Семена Ивановича Налимова, принесшего своими «золотыми» руками славу не только Бежецкой земле, но и всей России.

Материалы из журнала «Народник» №2 2001 г.