О «СЕКРЕТАХ»! Часть 1 ЕПИХИН Александр Михайлович

Родился в Москве в семье служащего. С 1969 года работал музыкантом, а затем звукооператором в профессиональных коллективах. В 1980 году поступил в школу скрипичного мастерства при МЭФМИ. После окончания ее создал и возглавил смычковую школу там же. Приобщение к созданию народных инструментов началось у меня с разработки и внедрения прецизионной колковой механики для народных инструментов. Основной же толчок в этом направлении мне был дан Валерием Гребенниковым, после знакомства с которым, и в соответствии с его профессиональными наставлениями, я и перешел к изучению и созданию балалаек и домр. Я тщательно изучаю акустические параметры этих инструментов, а также методы анализа и измерения этих параметров. До настоящего времени остаюсь верен этой теме. Надеюсь, что мой сын и внук будут продолжателями мною начатого.



О «СЕКРЕТАХ»!
Часть 1

Сколько же «секретов» нужно раскрыть мастеру, чтобы создать по-настоящему звучащий инструмент, то есть обладающий наилучшими акустическими показателями и определенным благородным тембром (похожим на Налимовский), который так мечтают услышать музыканты у создаваемых нами в настоящее время балалаек и домр?

Сначала нужно определиться, что мы подразумеваем под словом «секреты» – это информация, которую от нас «активно» скрывают, или это информация, о которой мы не знаем и не ищем ее источники, так как просто не занимаемся этим? Скорее всего – последнее.

Написано и опубликовано достаточно много книг, статей, отчетов и еще «много чего» на разные темы, связанные с созданием музыкальных инструментов. Мы, читая их, не можем найти конкретные ответы на вопросы, которые нас интересуют. И у нас создается впечатление, что пишущие авторы скрывают от читателей самое главное, то есть секретов-то и не раскрывают...

Вынуждены констатировать, что частично, а иногда и в полной мере, это так и есть. Действительно, немногие люди, потратившие годы, а то и многие годы на изучение и проверку на собственном долголетнем опыте, хотят поделиться положительными результатами. Другие ставят задачи, определяют пути и направлениях их решения, высказывают определенные гипотезы, даже описывают результаты, но делают это так, что читающий в полной мере не понимает, в чем же истина и к какому положительному результату она приведет. Читатель начинает думать, что поставленная проблема или действительно еще до конца не решена, или он начинает предполагать, что результаты есть и ими просто не очень хотят поделиться.

Может нам не стоит искать написанных конкретных ответов по той или другой теме, а подобрав соответствующие опубликованные материалы, читая их, начать думать своей головой и заставить шевелиться свои собственные мозги... Если думающий мастер на это решится, он найдет нужные ему ответы. Они написаны!!! Чаще, в основном, между строк или не очень конкретно, поэтому необходимо хоть немного быть подготовленным теоретически. Многие писавшие, но не очень хотевшие сказать истину, косвенно все равно тем или другим намеком или выводом, иногда неосознанно, подтвердят нам те или иные мысли или сомнения, которые мы пытаемся для себя разрешить. Таких моментов много, и их будет нам достаточно, чтобы открыть так называемые «секреты».

Но мастера, изготавливающие народные инструменты (большая их часть), не хотят заниматься данной стороной вопроса (находить нужную литературу, читать ее, анализировать прочитанное, делать выводы, проверять их на практике, и еще, и еще...). Скорее всего, они рассуждают так: «Зачем тратить свое время и что-то там находить, потом изучать, проверять, сравнивать – и все это ради того, чтобы инструмент немного лучше звучал, или чтобы стать лауреатом очередного конкурса?! Лучше уж мы за это потраченное время сделаем не один инструмент, а два, а то и три, пускай дешевле, но материальная сторона вопроса будет решена». (Несмотря на это, нужно отдать им должное, что «столярка» сделана на довольно высоком профессиональном уровне и из хорошего материала, в том числе благодаря общению мастеров на международных фестивалях, ежегодно проводимых их бессменным организатором Валерием Гребенниковым, за что ему низкий поклон и большое спасибо!)

Ну и что же можно возразить против таких рассуждений и аргументов? Наверное, мастера по-своему правы, но также не должны они забывать и то, что мы теперь живем при капитализме (и это у нас, к сожалению, не лучший его вариант), и конкуренция между мастерами, в конце концов, заставит заниматься вопросами повышения качества звучания инструментов, а постоянно повышающийся уровень исполнительского мастерства (наших «клиентов») автоматически начнет понижать уровень инструментов, изготавливаемых в настоящее время, с «профессиональных мастеровых» до «ученических», и, следовательно, обесценит хорошо сделанные балалайки и домры. Вот тогда и задумаемся, а годы уходят....