Ефрем Иосифович Подгайц

Ефрем Иосифович Подгайц Один из самых значительных российских композиторов, чьё творчество на протяжении 40 лет вызывает большой интерес у слушателя не только в России, но и во многих стран мира. Достаточно назвать триумфальные исполнения в США его «Нью-Йоркской мессы», во Франции – Концерта для 2-х скрипок и камерного оркестра; Концерта «Viva voce» для баяна с оркестром в Латвии, Швейцарии, Норвегии; Германии, Испании, Италии, Бельгии, Великобритании, Австрии, Канаде, Китая, Японии – произведений различных жанров.

Родился 6 октября 1949 года. Музыкой стал заниматься довольно поздно. В возрасте 10 лет поступает в московскую музыкальную в школу №30, где учится играть на скрипке и начинает заниматься композицией с Н. М. Гольбденберг (ученицей Яворского) и её учеником, тогда студентом Московской консерватории Е. Чаплыгиным.

В 1966 году поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, где учится на теоретико-композиторском отделении (сольфеджио и теория – Д. А. Блюм, гармония – С. С. Григорьев, анализ – Ю. Н. Холопов, полифония – В. П. Фраёнов, сочинение – А. И. Пирумов). В 1974 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. М. Буцко и Н. Н. Сидельникова и у Ю. А. Фортунатова по инструментовке.

С 1974 по 1981 год работает (по распределению) редактором «Союзконцерта» в отделе Всесоюзных фестивалей искусств. В этот период композитор создаёт ряд важных сочинений – Первую симфонию, Квартет для скрипки, виолончели, фортепиано и ударных, «Диптих памяти Д. Д. Шостаковича» для струнных, Вокальный цикл на стихи Р. М. Рильке.

В 1978 году вступает в Союз композиторов России. В 1980 году пишет первое крупное сочинение для детского хора – кантату «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, которая в исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва стала дебютом Подгайца на фестивале «Московская осень» и сразу принесла автору успех и известность.

С 1982 по 1990 год возглавлял творческое объединение «Композиторы и дети».

С 1997 года вёл класс композиции в Государственной классической академии им. Маймонида. С 2001 года преподаёт композицию в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. С 2010 года – заведующий кафедрой композиции ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Заслуженный деятель искусств России (2000), лауреат Премии города Москвы (2008), лауреат Премии правительства РФ в области культуры (2011), профессор, Член Правления Союза московских композиторов.

Среди основных сочинений: балеты «Мойдодыр» (Москва, Большой театр, 2012), «Синяя птица» (Москва, Театр им. Н. И. Сац, 2016); тринадцать опер, в том числе: «Алиса в Зазеркалье», поставлена в Санкт-Петербурге, «Принц и Нищий», поставлена в Санкт-Петербурге и Москве, «Дюймовочка», поставлена в Москве и Краснодаре, с огромным успехом идёт в Музыкальном театре им. Н. И. Сац и получила Гран-при, как лучший спектакль для детей, «Повелитель мух» (по Голдингу, Театр им. Н. И. Сац, 2007), «Карлик Нос» (2009, Краснодар), «Ангел и Психотерапевт» (2011, Москва, Открытая сцена), «Лёд-9» (по К. Воннегуту), «Маленький принц», «Пастушка и трубочист»; четыре симфонии, четыре концерта для смешанного хора – «Псалмы царя Давида» и «Вещая душа» на ст. Ф. Тютчева, «Золотая печаль», «Блуждающие облака», тридцать два концерта для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных концерта, первый в нашей стране Концерт для клавесина с оркестром, Концерт для мандолины с оркестром, «Бахчиев-концерт» для фортепиано в 4 руки, Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, Концерт для саксофона с оркестром, Концерт для альта с оркестром.

Ефрем Иосифович Подгайц Особая область творчества Е. Подгайца – музыка для детей. Кантаты «Как нарисовать птицу», «Лунная свирель», «Поэзия земли», опера-кантата «Чёрный омут», концерт для хора и фортепиано «Времена года», «Ода греческой вазе», «Missa Veris» для хора и органа в превосходном исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание.

Музыка Е. Подгайца неоднократно звучала на музыкальных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, в том числе: на фестивале современной музыки в Хаддерсфильде (Великобритания), в Турции, Венгрии, Швейцарии, Италии, Франции, США, Японии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии, Таджикистане...

Авторские концерты композитора состоялись в Москве, Киеве, Берлине, Челябинске, Самаре, Уфе, Душанбе. Произведения Подгайца прочно вошли в педагогический репертуар музыкальных школ, училищ и ВУЗов.

Большое число сочинений композитора в различных жанрах опубликованы издательствами «Музыка» и «Композитор».

Ефрем Иосифович Подгайц Последние 22 года в творчестве Подгайца значительную роль стала играть музыка для народных инструментов. Созданы три концерта для баяна с оркестром, концерт для мандолины с оркестром, который также исполняется на домре, балалайке), Концерт-сюита для балалайки «Причуды», Концерт «Времена года в Москве» для домры (балалайки), Концерт для гитары с оркестром. Широко исполняются произведения для оркестра русских народных инструментов – «Маятник времени», сказки с чтецом «Маленький принц» и «Пастушка и трубочист», Симфония-партита, Lacrimosa. Почти все концерты для солирующих инструментов существуют в двух вариантах: для симфонического и народного оркестра. Помимо сочинений крупной формы композитором написано большое число сольных и ансамблевых сочинений для баяна, домры, балалайки, гитары.

Французская фирма Opus 111 выпустила CD с записью «Весенней мессы» (Missa Veris) для детского хора органа, а также авторский CD Е. Подгайца «VOX SPIRITUALIS».

Фирмой «Артель «Восточный ветер» («Артсервис») издано 4 авторских диска: «Танцующий эльф» с камерной музыкой композитора (2003), «Тройной концерт и Двойной концерт» (2004), «Бахчиев-концерт и Липс-Концерт» (2005), «Как нарисовать птицу» (2006).

Осенью 1999 года в Москве, Петербурге и Краснодаре состоялся фестиваль музыки Е. Подгайца, посвящённый 50-летию композитора. Три оперных спектакля и пять авторских концертов, прошедших с большим успехом представили широкий спектр музыки композитора: симфоническую, хоровую, камерно-инструментальную, вокальную.

В декабре 2000 года на Международном фестивале баянистов и аккордеонистов в Москве обязательным сочинением был Концерт для баяна и камерного оркестра.

В 2001 году были созданы три крупных произведения, премьеры которых состоялись в 2002 году в Германии, США и России: «Липс-концерт» для баяна и симфонического оркестра, Концерт для гитары и камерного оркестра и «Нью-Йоркская месса» для хора, камерного оркестра и органа.

В 2002 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Е. Подгайца «Композитором года».

В мае 2003 года на фестивале в г. Бовэ (Франция) М. Ростропович продирижировал премьерой сочинения для оркестра виолончелей «Post festum», написанного по его просьбе.

В июле 2005 года в Лондоне состоялась премьера Второй симфонии в исполнении Лондонского симфонического оркестра под руководством М. Ростроповича.

В 2006 году состоялся дирижёрский дебют композитора. В Париже Е. Подгайц с успехом продирижировал своим Двойным скрипичным концертом.

Ефрем Подгайц в 2008 году выиграл главный приз конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей России. В 2012 году его балет «Мойдодыр» поставлен в Большом театре.

За музыку оперы «Ангел и психотерапевт» Е.Подгайц номинирован на премию «Золотая маска».

В 2016 году состоялась премьера балета «Синяя птица» в Академическом Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац, а также мировая премьера посвящённого 80-летию ГАСО им. Е. Ф. Светланова Концерта для оркестра «AGES», которым продирижировал Владимир Юровский.

В 2018 году премьерой Концерта «Двойное зеркало» для виолончели и баяна с оркестром продирижировал Михаил Плетнёв.

В 2019 году в Москве состоялась премьера оперы «Баранкин, будь человеком!», а в Санкт-Петербурге поставлена опера «Алиса в Зазеркалье».

В 2019 году состоялось 42 концерта и спектаклей, посвящённых 70-летию композитора.

Ефрем Иосифович Подгайц Сочинения Е. Подгайца звучали в исполнении крупнейших музыкантов. Среди них дирижёры: М. Ростропович, М. Плетнёв, Вл. Юровский, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис; солисты: Ю. Башмет, Ф. Липс, М. Секлер, Л. Амбарцумян, А. Брусиловский, В. Фейгин, Л. Казарновская, А. Волков, А. Гиндин, А. Бузлов, А. Дресслер, Антигони Гони, Св. Липс, А. Горбачёв, М. Власова, Е. Мочалова; Детский хор «Весна» п/р А. Пономарёва Камерный оркестр «Времена года» п/р Вл. Булахова, Камерный хор Московской консерватории п/р Б. Тевлина, Латвийский государственный хор, Саратовский хоровой театр п/р Л. Лицовой, Хор «Духовное возрождение» п/р Л. Конторовича, Хор Казанского музыкального училища п/р Л. Дразниной.

Статьи о творчестве Е. Подгайца вошли в издающийся в Оксфорде Гроуновский энциклопедический словарь, а также в российское энциклопедическое издание «Музыканты мира».