К 90-летию со дня рождения

Игорь Владимирович Емельянов

08.03.1930 – 26.02.1991

К 90-летию со дня рождения. Игорь Владимирович Емельянов Мой дедушка, Игорь Владимирович Емельянов, родился 8 марта 1930 года в деревне Шихово в семье потомственного мастера музыкальных инструментов Владимира Павловича Емельянова, который специализировался в основном на изготовлении домры. Работал он дома и на Шиховской фабрике струнных щипковых инструментов. Мать – Мария Ивановна, была членом колхоза «Парижская коммуна».

Несмотря на то, что все родственники были мастерами музыкальных инструментов, дедушка, после окончания 7 класса общеобразовательной школы, поступил учиться в электротехнический техникум, но проучившись там год, понял, что это не его призвание и решил, что профессия мастера музыкальных инструментов ему ближе. Он «стал присматриваться к верстаку» и учиться ремеслу у своего отца. Учился дедушка делать музыкальные инструменты и у других своих родственников – братьев Матвея Федоровича и Сергея Федоровича Буровых, которые доводились отцу дедушки – дядями. Матвей Федорович Буров – один из наиболее известных мастеров из династии Буровых, более века занимающихся изготовлением мандолин, домр и балалаек.

Освоив все процессы изготовления инструмента, дедушка начал работать самостоятельно. Потом, отслужив в армии три года, вернулся в родной дом и устроился работать на фабрику по изготовлению музыкальных инструментов ВТО. Работал он дома, в своей мастерской.

Игорь Владимирович Емельянов трудился творчески и постоянно совершенствовал свое мастерство. Стремясь повысить игровые и акустические качества своих инструментов, он приобретал старинные балалайки и домры, вскрывал их и, досконально изучая каждую деталь, вносил изменения в свои инструменты. Работал очень много, с 5-6 утра и до 11-12 ночи, получая настоящее удовольствие от работы.

Дедушка добивался в своей работе мягкого тембра, глубокого звука, при этом делая свои инструменты наиболее удобными для музыкантов. Также он уделял внимание и красивому внешнему виду инструмента. Так была придумана изящная форма панциря, более узкий гриф, скрипичная витая головка для 4-х струнной домры. Он никогда не стоял на месте, а постоянно усовершенствовал свои инструменты.

К 90-летию со дня рождения. Игорь Владимирович Емельянов За годы своей деятельности сделал более 2500 сольных и оркестровых инструментов. Многие из этих инструментов звучат в руках концертирующих музыкантов, в прославленных коллективах и отличаются высококлассным уровнем изготовления, красотой тембра и яркостью звука. Игорь Владимирович Емельянов за высокое качество своих инструментов награжден бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР и удостоен звания лауреата I Всероссийского конкурса музыкальных мастеров 1977 года.

Конечно, каждодневный труд в жаркой и сухой мастерской не мог не отразиться на его здоровье, дедушка заработал гипертонию, перенес инсульт, но, несмотря на это, после восстановления продолжал работать, так как заказы на инструменты были расписаны на два года вперед, а врожденное чувство долга и ответственности не позволяло ему подвести людей. В 1990 году Игорь Владимирович вышел на пенсию, но всё равно продолжал трудиться.

У меня было замечательное детство, мы ходили по концертам, музеям, ездили каждый год отдыхать, и всё это благодаря моему дедушке, который своим ежедневным, многочасовым трудом, обеспечивал всю нашу семью. Как только мне исполнилось два года, бабушка и дедушка стали каждое лето возить меня на море. Отдыхали мы обычно в Крыму, чаще всего в Ялте. В одну из таких поездок, когда я стала уже постарше, мы решили покататься на канатной дороге. Кабинки на этой дороге были открытыми и достаточно маленькими, а дедушка был крупным мужчиной, поэтому, чтоб прокатиться на гору нам пришлось разделиться, мы с бабушкой сели в одну кабинку, а дедушка в другую. При подъёме эту канатную дорогу очень трясло, она сильно скрипела, внизу была натянута сетка, поэтому все мы очень испугались, дедушка тоже был взволнован и сидел не двигаясь. Добравшись, наконец, до вершины, мы вышли, осмотрели окрестности, и не могли пройти мимо ресторана, который находился на вершине, так как дедушка очень любил вкусно поесть. После обеда, обратно мы решили, что спускаться пешком намного интереснее и на канатную дорогу больше не пошли. То наше летнее приключение я запомнила на всю жизнь.

Мы очень часто ходили на концерты оркестров русских народных инструментов, в театры, и совмещали обязательно эти поездки с обедами в ресторанах, так как дедушка не мог пройти мимо, поэтому я уже в пятилетнем возрасте знала практически все рестораны в Москве, которые были в то время. Знала я и меню каждого ресторана, заранее говорила, что мне нужно заказать, а дедушка, конечно, ни в чем не мог отказать своей любимой внучке. Он очень много работал, обеспечивал достойный быт своей семье, считая при этом, что и на столе должно быть изобилие, любил пробовать всё новое – разные кухни, разные блюда. Я очень любила бывать в дедушкиной мастерской. Смотрела как работает мой дедушка, как появляются на свет сделанные его руками музыкальные инструменты. Мне многое разрешалось в мастерской, например, напильником пилить дедушкин верстак, стоящий там, и со временем я в нем выпилила приличную дырку. Тогда мне казалось, что это красиво и зачем-то нужно... А в итоге стал верстак с большим пропилом. Ещё мне нравилось подметать стружки от дерева у дедушки в мастерской. Мне тогда казалось, что я так помогаю ему работать. Так, например, голосник для инструмента собирается вручную, обклеивается тонким прутиком черного дерева, и прикрепляется к какой-либо основе маленькими гвоздиками, пока клей не высохнет, так вот, мне можно было после высыхания клея вытаскивать кусачками эти маленькие гвоздики, что мне очень нравилось. К тому времени, как мне уже пора было идти в музыкальную школу, я уже на слух узнавала концерт Н. Будашкина, так как у нас в доме было очень много музыкантов, и они все часто пробовали новый инструмент на этом произведении. Но дедушка отказался делать для меня домру, так как считал, что у всех народников очень большие мозоли на пальцах, и ему было меня просто жалко. Переубедить его в данном вопросе было невозможно, поэтому я поступила учиться на фортепиано. Еще одним воспоминанием из детства являются наши с дедушкой совместные просмотры телевизора. Дедушка любил смотреть телевизор лёжа на ковре, и я тогда еще маленькая, ложилась рядом с дедушкой на живот и подпирала лицо руками, копируя его. В наших совместных просмотрах телевизора ещё участвовал наш пёс – щенок породы Московская сторожевая по кличке Легар, он проползал в комнату и ложился на ковре перед телевизором вместе с нами. Этого щенка купили специально для дедушки, чтоб он с ним ходил гулять и, таким образом, хоть немного отрывался бы от работы. Легар был очень привязан к дедушке, настолько, что когда дедушка умер, пёс не смог пережить смерть хозяина, сильно тосковал и вскоре его не стало.

К 90-летию со дня рождения. Игорь Владимирович Емельянов 26 февраля 1991 года Игоря Владимировича Емельянова не стало. Забрав меня из музыкальной школы, по дороге домой дедушке стало плохо, и он умер в машине у меня на руках. С тех пор прошло 29 лет, но мы помним о нем каждый день. До сих пор к нам приезжают музыканты, которые приобретали дедушкины инструменты и спустя столько лет продолжают помнить о нем.

В этом году Игорю Владимировичу Емельянову исполнилось бы 90 лет, и, несмотря на то, что он не дожил до этой даты, память о нём живет в наших сердцах.

Мы выражаем огромную благодарность Валерию Васильевичу Гребенникову, который хотя и недолго, но успел поучиться у Игоря Владимировича делать балалайки, за хранение и почитание его памяти, а также проведение юбилейных мероприятий, посвященных моему дедушке – Игорю Владимировичу Емельянову.

«Твоя жизнь была предельно коротка, но творенья твоих рук переживут века» – такая эпитафия написана на памятнике дедушки, и чем больше проходит времени, тем большим смыслом наполняется эта фраза.

Мария Червякова