Гусли

Среди всего многообразия русских музыкальных инструментов одним из древнейших, одним из наиболее «смыслонагруженных», культурно значимых, представленных на самых разных этапах российской культурной истории, являются гусли. Феномен гусельного искусства заключается в постоянном сопряжении прошлого и настоящего; в нем находит яркое выражение историческая преемственность, способность «встраиваться» в разные музыкальные пространства и историко-культурные матрицы; отвечать на социальные запросы посредством актуализации своего темброво-акустического и символического потенциала.

К началу XXI века гусли звончатые органично представлены на всех ступенях профессиональной музыкальной образовательной системы – детская музыкальная школа, средние специальные учебные заведения и ВУЗы; а также в разветвленной сети досуговых учреждений от воскресных школ до кружков в Домах культуры.

В РАМ им. Гнесиных класс гуслей был открыт в 2000 году, тогда еще на кафедре народных инструментов (зав. каф. Ф. Р. Липс). Первой студенткой и выпускницей академии 2002 года по гуслям в классе Любови Яковлевны Жук стала Мария Беляева – в настоящее время преподаватель кафедры «Оркестровые народные инструменты» ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова и ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств». Позднее, в 2012 году была создана кафедра «Национальные инструменты народов России». Первым заведующим кафедрой стала Л. Я. Жук и возглавляла ее с 2012 по 2016 год. С 2016 года кафедрой руководит А. С. Базиков. Задачи, которые ставились перед преподавателями кафедры, остаются актуальными и на сегодняшний день – сохранение национальных традиций музыкально-инструментального искусства России, подготовка высоко-профессиональных исполнителей на гуслях и разновидностях русских гармоней.

Инициатива кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ им. Гнесиных принять участие в конкурсе «Созвездие мастеров», изготовителям гуслей, призвана дать новый импульс дальнейшему развитию национальных инструментов, в данном случае гуслей, дальнейшему росту исполнительства на них, качеству инструментов, их возможному усовершенствованию. В 2020-м году номинация звончатых гуслей впервые будет представлена на конкурсе и это новая страница в развитии нашего инструмента. Многие вопросы необходимо выносить на обсуждение мастеров, исполнителей и педагогов. Это, прежде всего, вопросы унификации стандартов производства гуслей, выбора материалов, сечение струн и т.д. Сегодня многие инструменты разных производителей отличаются не только звуковыми, но, зачастую и конструктивными, характеристиками. Положение о том, что профессиональное исполнительство и процесс обучения в музыкальном ВУЗе должны проходить на музыкальных инструментах высшего качества давно стало аксиомой.

Что же представляют собой современные звончатые гусли? Во-первых, это инструмент, на котором обучаются играть в разных учебных заведениях. В основном, академической системе музыкального образования используются инструменты, имеющие 15-17 (реже 18) струн. Во-вторых, звончатые гусли характеризуются диатонической основой звукоряда с возможностью изменения высоты звучания струны в процессе игры (при наличии специальной механики). Диапазон стандартных 17-струнных гуслей – более двух октав. Требования профессиональных исполнителей к музыкальному инструменту складываются из необходимости исполнять на нём разнообразную музыку, чтобы тембр и в целом звучание инструмента органично сочеталось с другими музыкальными инструментами в ансамблях и оркестрах (здесь можно упомянуть несколько базовых характеристик, таких как строй, чистота интонации – отсутствие детонирования, сила звука, тембр и его тесситурная ровность и т.д.), удобство исполнения и эргономичность. Учет этих аспектов диктуют условия мастерам – изготовителям гуслей. На сегодняшний день производство звончатых гуслей для профессиональных исполнителей существует нескольких городах России: это Москва, Санкт-Петербург, Псков, Рязань, Барнаул, Курск, Тверь. Однако практика использования показывает нам, что в основном исполнители придерживаются какой-либо одной конструкции инструмента, которая, согласно вышеперечисленным признакам, наиболее соответствует их профессиональным запросам.

Дальнейшее стимулирование конструкторской мысли в плане развития звончатых гуслей – это необходимое звено цепи развития инструмента, начало которому было положено на рубеже XIX – XX веков, когда на инструменте появилась подставка, передающая колебания струны на деку, заставляя её полноценно звучать, параллельно увеличилось натяжение струн. Наличие подставки – это одно из основных отличий современных академических гуслей от фольклорных. Вторым существенным этапом стало начало применения перестроечной механики. В начале ХХ века это была система валиков, позже, в послевоенные годы возникла идея использования эксцентриков. Эта технология изменения высоты звучания струны после ряда усовершенствований используется на гуслях по сей день. Третий вектор развития – расширение диапазона за счет увеличения количества струн. Сегодня в профессиональной практике используется гусли с количеством от 15 до 23 (24) струн.

Исходя из этих тенденций и векторов развития гуслей, намечаются и возможные пути их реализации, которые еще ждут своего решения. Один из таких вопросов – новая перестроечная механика. Настоящим серьезным шагом в развитии инструмента стала бы использование механики с возможностью переключения в пределах тона, как например, на классической арфе. Это могло бы значительно расширить тональный план исполняемых произведений, дало бы новые возможности при исполнении переложений, облегчило использование гуслей в составе оркестров и ансамблей.

Ещё один вопрос – профессиональный расчет сечения струн для гуслей. Зачастую неправильно подобранные диаметры струн мешают ровному звучанию инструмента по всему диапазону, что является одним из требований профессиональных музыкантов. Очень часто неправильно подобранные струны рвутся в самый неподходящий момент.

Среди исполнителей, педагогов и мастеров продолжается дискуссия о количестве струн на гуслях и тесситуре инструмента. Общепринятым является инструмент с диапазоном от си малой октавы до ми третьей, при этом между струнами «си» и «ре» пропущена струна «до». Ее отсутствие нарушает логику поступенного звукоряда, но обусловлено традициями исполнения фольклорной музыки на гуслях, когда нижняя струна выполняла функцию бурдона. Конечно, сегодня, большинство произведений написаны именно с учётом этой особенности, но если мы исполняем современную оригинальную музыку или переложение классики, то это отсутствие звука в гамме может мешать. На данный момент студентами академии уже активно используется гусли с 18 струнами, где этого пробела не существует.

Хочется надеяться, что обозначенные выше вопросы найдут свое решение в активной совместной деятельности педагогов, исполнителей, композиторов, мастеров-изготовителей – всех, кто заинтересован в развитии и сохранении такого уникального явления русской культуры как звончатые гусли. И представление гуслей в номинации на конкурсе «Созвездие мастеров» – лишь начало этой большой творческой работы.

Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук, профессор А. С. Базиков
Заслуженный артист РФ, профессор В. И. Маляров
Кандидат культурологии, старший преподаватель А. С. Усков