Роль и значение оригинального репертуара
в современном исполнительстве на русских народных инструментах.

Лауреат Всероссийского и международного конкурсов (балалайка) - Дмитрий Калинин Для любого музыканта репертуар является важнейшей категорией его профессиональной деятельности. Музыкальный инструмент для исполнителя – это не предмет, который он, музицируя, держит в руках; не то, из чего он извлекает звуки – это лишь средство. Цель же любого музыканта в том, чтобы с помощью своего инструмента донести до слушателя то, что именно он исполняет. Можно сказать, что проблема репертуара является доминантной в творчестве любого музыканта, так как именно репертуар является тем инструментом, с помощью которого происходит коммуникация между исполнителем и слушателем. И от того, насколько оригинальной, качественной, понятной и профессиональной будет эта музыка, тем быстрее наш жанр будет развиваться; тем быстрее и основательнее русские народные инструменты закрепятся в одном ряду с общепризнанными академическими инструментами. Следовательно - репертуар, в его объеме и качестве, является определяющим фактором в том, относится данный инструмент к рангу академических, или нет.

Конечно, нельзя не упомянуть и о том, что помимо репертуара, характеризует музыканта как личность, и что позволяет ему внести достойную лепту в развитие своей профессии - это его исполнительский, профессиональный уровень, его способность интересно и грамотно исполнить музыкальное произведение. За последние 10-15 лет уровень исполнительства на русских народных инструментах значительно продвинулся вперед. Появились десятки талантливых молодых музыкантов, лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, чей высокий исполнительский уровень, безусловно, свидетельствует об эволюции жанра. Но, становясь хорошими профессионалами, многие из них чувствуют невостребованность своего таланта; им просто нечего предложить публике, кроме давным-давно выученного «золотого» репертуара.

В настоящий момент мы находимся перед распутьем. Перед нами две дороги: ступив на первую, мы, поразив в свое время старое поколение «академистов» исполнением увертюры из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, по-прежнему будем поражать уже современное культурное общество новыми переложениями популярной классики, и так давно набившей оскомину самим «академистам». Вторая же дорога окажется для нас более тернистой, ибо создание нового репертуара, общение и работа с композиторами, редакция, продвижение и издание новой музыки – усилия, не сопоставимые с привычной творческой активностью…

Замечательный ленинградский музыкант, балалаечник и композитор А. Б. Шалов, выбравший именно вторую дорогу, в свое время совершил новый качественный рывок (после В.В. Андреева и Б.С. Трояновского) в сторону осмысления и адаптации русского народного мелоса. Он создал «золотой фонд» обработок русских народных песен, которые были и будут актуальны всегда. Что касается нового уровня осмысления русского песенного фольклора, то здесь мне более всего импонирует то, как с этой задачей справился талантливый воронежский композитор, пианист Михаил Цайгер. Его концертная фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» для балалайки соло является наиболее точно отражающей то направление, в котором должен развиваться жанр обработки; это произведение – достойный пример зрелого композиторского мышления с оригинальным языком, не отягощенным привычными клише.

Говоря о зарождении оригинального репертуара для балалайки, нельзя не вспомнить родоначальника профессионального исполнительства на русских народных инструментах, первого музыканта, представившего всему миру балалайку в качестве академического инструмента, В.В. Андреева. Огромной популярностью пользовались и пользуются его вальсы, полонезы, мазурки, обработки русских народных песен; он активно сотрудничал с профессиональными композиторами того времени, для балалайки писали: А. Гречанинов, Н. Фомин, Ф. Ниман. Не менее значимый вклад в балалаечный репертуар внес последователь В.В. Андреева, его ученик, Б.С. Трояновский. В нашей истории он остался как блистательный виртуоз, автор множества прекрасных обработок русских народных песен, среди них самые известные: «Заиграй, моя волынка», «Ах, ты, береза», «Цвели-цвели цветики», «Уральская плясовая».

Совершенно другой репертуарной политики придерживался еще один последователь и ученик В.В. Андреева, балалаечник-виртуоз, Н.П. Осипов. Его интеллектуальное наследие в основном выражено в ряде качественно выполненных переложений классической музыки, поднявших технический и культурный уровень исполнителей на новую высоту. Широко известны его переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса и «Канцоны-серенады» Н. Метнера. Продолжая традиции Н.П. Осипова, уже на новом уровне осмысливает классическое наследие П.И. Нечепоренко, создавая сложнейшие, как в техническом, так и в музыкальном аспектах транскрипции лучших образцов скрипичной, фортепианной и оркестровой музыки. На балалайке зазвучали: Рондо G-dur В.-А. Моцарта, Испанский танец М. де Фалья, Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа, «Вечное движение» Н. Паганини, «Венское каприччио» Ф. Крейслера, «Вариации на тему Корелли» Д. Тартини-Ф. Крейслера. Большую роль в расширении и развитии балалаечного репертуара сыграли дружба и творческий союз Павла Ивановича с современными авторами, так, например, известный композитор С.В. Василенко пишет Концерт для балалайки с симфоническим оркестром, Сюиту в 5-ти частях, ряд пьес для балалайки с фортепиано.

Но и у Б.С. Трояновского нашелся свой последователь – открытый, обаятельный человек; самый известный балалаечник в России, М.Ф. Рожков. В его творчестве основное место занимают обработки русского фольклора, музыка к кинофильмам, пьесы эстрадного жанра. Михаил Федотович известен и исполнением оригинальной музыки, написанной П. Куликовым, С. Коняевым, Н. Шульманом, Е. Тростянским.

Значительно обогатился репертуар балалаечника благодаря творческому тандему солиста НАОНИР им Н.П. Осипова А.В. Тихонова с замечательным композитором, музыкантом, исполнительницей на щипковых гуслях В.Н. Городовской. Ее перу принадлежат одни из самых эффектных обработок для балалайки, это – виртуозные пьесы на темы известных русских песен: «Выйду ль я на реченьку» и «Калинка».

Следующее поколение исполнителей на балалайке, начинается с музыканта, поставившего свой инструмент в один ранг с академическими, и создавшего для него полноценный и качественный оригинальный репертуар - В.Б. Болдырева. Благодаря его общению и сотрудничеству с Н. Пейко, Ю. Шишаковым, Г. Шендеревым, Н. Чайкиным, И. Тамариным, А. Дудником, балалаечный репертуар значительно пополнился новой качественной музыкой. Весомый вклад в развитие оригинального репертуара для балалайки внесло сотрудничество А.С. Данилова с известным ростовским композитором А. Кусяковым, написавшим три сонаты для балалайки с фортепиано и Концерт для балалайки, ударных, струнных и рояля. С уральскими композиторами тесно сотрудничал Е.Г. Блинов; он – первый исполнитель произведений Н. Пузея, Е. Кичанова, Е. Быкова. Для замечательного украинского балалаечника Владимира Илляшевича писали такие композиторы, как К. Мясков, К. Доминчен, Н. Шульман, В. Зубицкий, П. Петров-Омельчук.

Есть позитивные тенденции, наметившиеся в оригинальной музыке в нашем жанре и за последние годы. Первым музыкантом, который эти тенденции обозначил и укрепил, является А.А. Горбачев. Будучи прекрасным исполнителем, методистом и публицистом, он создал новый концертный репертуар балалаечника из ряда транскрипций и переложений скрипичного, клавесинного, домрового и мандолинного репертуара, требующий от исполнителя высокого исполнительского мастерства.

Наш жанр богат талантливыми исполнителями-композиторами, которые вносят серьезную лепту в развитие и расширение оригинального репертуара для балалайки своими замечательными сочинениями. Один из них – известный московский балалаечник и композитор, А.И. Марчаковский, который действительно имеет свое «лицо», свой самобытный язык, который не спутать ни с чьим другим. Продолжатель традиций С.В. Рахманинова и С.С. Прокофьева, А. Марчаковский высоким слогом и с поистине симфонической драматургией преподносит слушателю образы русской природы и глубину русской души. Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов Евгений Шабалина, Евгений Желинский и автор этих строк Дмитрий Калинин создают новый репертуар, обеспечивая своим инструментам достойные условия для развития уровня исполнительства молодых музыкантов, а также ставят высокую планку перед новым поколением композиторов, решивших попробовать свои силы в этом непростом жанре.

Наш жанр, действительно, совсем не простой. При внешней доступности, «народности» балалайки и домры до сих пор, увы, остаются для композиторов непознанными, и даже, в некотором роде, экзотическим. Музыкант-народник не может позволить себе быть просто хорошим музыкантом, он должен быть личностью, способной своим талантом заставить современных авторов обратить на себя внимание. В большинстве случаев композитор пишет не просто музыку для балалайки, домры или баяна, он пишет музыку для какого-то определенного солиста, сумевшего наладить с ним творческий контакт, сумевшего его заинтересовать.

В связи с этим, хочу высказать свое глубокое убеждение в том, что интересное и захватывающее произведение можно написать для любого музыкального инструмента. Русский народный инструмент это, в первую очередь, музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучит любая музыка, профессионально написанная для нее в абсолютно любом жанре. У русских народных инструментов большое будущее, их возможности еще до конца не осознанны и не раскрыты; но за тот недолгий период, который они известны в профессиональном статусе, наши балалайки, домры и баяны получили такое развитие, на которое бы иному инструменту не хватило бы и триста лет. Хочется надеяться, что те темпы, которые мы набрали за последние 3-4 года, не снизятся, а наоборот, возрастут. Ибо, находя единомышленников и помогая друг другу в нашем нелегком деле, мы не просто сохраняем свою профессию, мы сохраняем национальное культурное достояние России.

Дмитрий Калинин
Лауреат Всероссийского и международного конкурсов,
Солист АОРНИ ВГТРК,
www.dmitrykalinin.com